Разговор с лидером избирательного блока «Власть народа».
Последние опросы Центра экономических и политических исследований им. Разумкова принесли неожиданность: к группе лидеров парламентских гонок – тех, кто набирает по меньшей мере полпроцента голосов, – неожиданно попал блок «Влада народа». Коалиция, возглавляемая Александром Ващенком, расположилась в рейтинге между раскрученным «Вечем» и Блоком Лазаренко. «Влада народа» еще не начинала активной избирательной кампании, поэтому ее сравнительно высокий рейтинг, вероятнее всего, объясняется удачным названием блока. Об этом разговариваем с лидером «ВН» Александром Ващенком.
«Мы без олигархов. Поэтому нам легко» .
– Александр Михайлович, почему вы решили идти на эти выборы? Конечно, вы имеете право предлагать свои концепции и идеи обществу, разумеется, что вам хотелось бы их воплотить в жизнь. Но дело в том, что у вас почти нет шансов пройти в парламент.
– Я сразу приведу данные Центра им. Разумкова. Он провел исследование общественного мнения и выяснил, что сегодня за наш блок имеют намерения проголосовать 0,5 процента избирателей. Это не намного меньше, чем у Партии зеленых, блока Костенко-Плюща и «Виче». Всех этот результат приводит в удивление. Тем более что мы еще не начинали вести агитационную кампанию. Я думаю, что этот показатель возник благодаря добрым делам тех партий, которые вошли в наш блок: Всеукраинской партии духовности и патриотизма, Партии защиты пенсионеров, Всеукраинской чернобыльской народной партии «За благосостояние и социальную защиту народа».
Возможно, срабатывает и та идеология, которая заложена в наш бренд. Поскольку люди в самом деле хотят видеть реализацию пятой статьи Конституции, которая предусматривает, что «носителем суверенитета и единым источником власти в Украине есть народ». Этот тезис является основной концепцией блока. Так как, к сожалению, подавляющее большинство других партий игнорируют это положение. Они рвутся к власти, а о народе думают только на выборах. И хотя этот пункт Конституции не выполняется, у нас начинаются дискуссии о том, что пора принимать новый Основной закон. У меня к этим политикам есть одна просьба: прочитайте хотя бы ту Конституцию, которая есть. Так как сколько бы ее не писали, если Конституцию не выполнять – дела не будет.
– В чем же суть этого бренда – «Влада народа», его концепции?
– Посмотрите, что у нас делается. Разворачиваются просто странные процессы, когда коррупция становится бизнесом, когда должности раздаются за достижение перед политиком. Люди бросают предпринимательство, которое приносит им сотни тысяч гривен, и идут в политику. Они приходят в Верховную Раду не для того, чтобы осуществить идеологические цели, а чтобы реализовать бизнес-интересы. Так как, если он вложил, скажем, миллион гривен за свое место в парламенте, то за короткое время должен возвратить эти деньги. А короткое время предусматривает одно: забрать деньги у государства, так как другого способа нет. Партийные списки распродаются. Поэтому нам тяжело. Зато внутренне – легко. В нашем списке нет тех, кто пришел за деньги. Люди, которые приобщились к нам, есть или членами партии, или придерживаются наших взглядов. Олигархов у нас нет.
– Зато в вашем списке есть известная целительница – Людмила Герасимова. Как, кстати, она попала в ваш реестр?
– Очень просто: она является членом Партии защиты пенсионеров, которая вошла в блок. Людмила Николаевна много общается с народом. Она знает его нужды, боли, проблемы. Конечно, госпожа Герасимова – не профессиональный политик. Но она порядочный человек, которому небезразличная судьба народа.
«Фундамент, заложенный при Ющенко, не даст вернуться Кучме»
– Вы очень часто делаете акцент на слове «народ»...
– А как иначе? Он – единый источник власти в Украине. Именно с этим тезисом мы идем к людям. А с людьми – к власти. Система управления государством должна измениться. Вы же посмотрите: человек бросает свой бизнес и идет на малооплачиваемую должность. Для чего? И кто порождает коррупцию? Правильно, тот политик, который за счет государства хочет компенсировать себе ту зарплату. Коррупцию порождает политика с нынешними правилами.
– Может, чиновникам следует поднять зарплату? Хотя их, наоборот, подвергают критике за каждую гривну, брошенную государством на их рабочую ставку.
– Прежде всего они должны быть профессионалами. Конечно, должны быть и такие условия, чтобы человек пятнадцать часов в сутки думал об Украине, и восемь часов – работал на нее. Таких условий нет. И чиновники являются подвешенными. Они не знают, что будет с ними через месяц, через два. Эта неопределенность, кстати, тоже толкает их на то, чтобы обкрадывать государство – кто знает, что будет дальше?.. Нам не хватает профессионалов и бюрократов. Поэтому я не одобряю то, что новая команда после прихода к власти сменила восемнадцать тысяч чиновников. Я не знаю, кто советовал им выбрасывать этих профессионалов на улицу. Значительная часть из них же работала не на Кучму, а на Президента. Должности не могут раздаваться за какие-то заслуги. Так как из этого начинается не политика, а коррупция. Поэтому мы за то, чтобы исполнительная ветвь власти и, собственно, исполнители не зависели от изменения политических курсов. С ними нужно заключать контракты, и пусть спокойно работают, зная что они не зависят от переменных ветров с улицы Грушевского.
– Это вы, наверное, поддерживаете инициативу власти, которая взялась за обособление административных и политических должностей в вышестоящих органах исполнительной власти. Вводится институт госсекретарей, которые будут работать независимо от того, кто будет министром.
– Эту инициативу я озвучил еще в 2001 году. Тогда и был введен институт госсекретарей. Но он не прижился, так как Леонид Кучма подчинил их администрации Президента. По моему мнению, это неправильно, хотя я и придерживаюсь мысли, что для Украины самым оптимальным шагом было бы усиливать не парламент, как делается сейчас, а именно Президента.
– Говорят, что тогда появится второй Кучма.
– Ющенко никогда не станет Кучмой.
– Я имел в виду другое: возможное ли возвращение условного Кучмы после Ющенко.
– Думаю, что тот фундамент, который будет заложен при Ющенко, не разрешит вернуться новому Кучме.
– Из всего видно, что вы поддерживаете курс нынешнего Президента. Тем не менее, баллотируясь «параллельными» путями с другими «помаранчевыми» силами, вы можете отобрать у них голоса и таким образом только навредить Ющенко.
– Как это навредить Ющенко?! Мы не работаем в его нише. Социология показывает, что 30-40 процентов украинцев не верят никому: ни Ющенко, ни Тимошенко с Януковичем. Эти люди разочаровались и в старой власти, и в новой. Именно на их голоса мы рассчитываем. Хотя, честно говоря, я не приверженец деления Украины на «электораты». Есть один народ.
– Но же свои взгляды вы могли отстаивать и в более мощном пропрезидентском блоке. Ведь тогда удалось бы сэкономить и на ресурсах, и на усилиях, да и шансов пройти в парламент было бы больше.
– Во-первых, наш блок слышит Президента. Но у меня нет уверенности, слышит ли главу государства его окружение. Во-вторых, мы собрали людей, которые проявили волю идти на выборы самостоятельно, не прикрываясь чужим политическим авторитетом. У нас свой путь в Верховную Раду. Мы объединились с тремя партиями и считаем себя мощной силой.
– Но эту мощь еще надо доказать. В частности, объясняя свою позицию избирателям.
– В ближайшее время у нас начнется активная работа в этом направлении. Мы будем объяснять людям свои взгляды. Наша программа предлагает те вещи, которые нужны всему народу. Строительство дорог и транспортных магистралей, например, система энергетической безопасности государства. Нам надо привести в порядок Чернобыльскую АЭС, убрать оттуда отходы и дать станции возможность нормально работать.
– Т.е. вы за восстановление работы ЧАЭС?
– Мы закрыли ЧАЭС, а международные организации в знак благодарности дали нам какие-то копейки. Это, извините, мошенничество. И ради чего? Станция же нормально работала. Просто есть геополитические интересы и есть геоэкономические. А в закрытии станции были заинтересованы те люди, которым не удобно, чтобы Украина была энергоспособной. Те же люди таким образом информировали общественность, чтобы у нее сформировалась мысль о невозможности работы ЧАЭС. Поэтому объяснить обществу эти вещи – также большая проблема. Вообще энергетический сектор у нас представлен очень мощно. Много внимания мы уделяем инвестициям, сохранению государственной собственности. Мы категорически против распродажи имущества, которое принадлежит народу.
– Но, скажем, приватизация той же «Криворожстали» принесла Украине много средств, благодаря этому удалось залатать немало дырок.
– Я не хочу жить в государстве-банкроте. Так как только банкрот продает свое имущество, чтобы залатать какие-то дырки. Что бы мне не говорили, это признак банкротства. Я противник этого. Считаю, что государство должно не продавать, а строить.
Стефко Постерунок, Украина молодая