Сколько политических сказок о светлом будущем приходилось слушать украинским гражданам! Припомним, как под председательством компартийных вождей мы строили светлое будущее – коммунизм. А что из этого вышло? Огромная страна развалилась, оставив под обломками миллионы обедневших граждан. А партийные вожди, которые велели нас в светлое коммунистическое будущее, развернули на 180 градусов, поменяли знамена и снова оказались в первых рядах борцов – теперь уже за светлое капиталистическое будущее.
Обычные же граждане под «мудрым руководством» все тех же вождей, стойко одолевая нелады и злоключения переходного периода, начали строительство новой жизни. Правда, не все сознавали: а что же мы строим? Когда новоизбранный лидер новой страны, он же представитель старой партноменклатуры, спрашивал: а что же мы строим? – он безусловно лукавил: номенклатура чудесно знала, что она строит и для кого. В результате за несколько лет в отдельных независимых государствах для ставленников коммунистического строя, которые представляли десятую частицу процента от численности населения, был построен коммунизм, а для сдачи – эпоха выживания. Для того, чтобы период эпохи выживания длился как можно дольше, народ поддерживали в состоянии неосведомленности по поводу того, что мы строим и куда идем. Поэтому одни политики указывали в направлении Европы, вторые – в направлении России, а двигались одновременно в двух направлениях – т.е. никуда не двигались.
Если китайская компартноменклатура определила своей целью возродить страну – мы все видим результат этого в наших магазинах и на рынках, а европейцы – созывают совещания по вопросу, как защититься от потока китайских товаров. Была поставлена цель и был достигнут результат.
Бывшая советская система правления однажды поставила цель разделить и приватизировать страну своими ставленниками, и теперь эта цель достигнута: промышленность и сельское хозяйство разорили, за копейки приватизировали, осталось прибрать к рукам землю.
Эти примеры очень наглядно показывают, что результат зависит не от того, под знаменами какого цвета проводится реформирование страны, а от того, какую цель перед собой ставит правящая элита и или существует кадровый потенциал, который может поставленную цель реализовать.
Во время нынешней избирательной кампании на старт вышли 45 политических партий и блоков, причем все обещают народу столько благ, которые все даже не запомнишь. Поэтому когда агитаторы сунут вам у руки рекламные материалы, очень интересно припомнить, что обещали представители этой политической силы на прошлых выборах и что из этого они выполнили.
Например, все мы помним, что после того, как лидер одной из по сей день процветающих партий провел бушующую ночь в Верховной Раде в руководящем кресле, на мир появилась новая Конституция. Все этим гордились, всех это устраивало. Но только что определенная часть партийного тела была отделена от руководящего кресла, и власть, которая была сформирована согласно принятой под руководством партийного лидера Конституцией, перестала эту партию устраивать, и они вышли на улицы с плакатами «Прочь преступный режим!». А улыбающийся из плакатов во время прошлой избирательной кампании партийный лидер призвал голосовать за честную власть.
В результате их «честная власть» оказалась ничем не лучше в сравнении с той, которую они называли «преступным режимом». Даже глава государства с неприятностью отмечает, что, вопреки смене кадров, лицо власти осталось прежним. А вышеупомянутые партийцы молчат, поскольку они сами ныне «у руля». Цена «честной власти» для них оказалась эквивалентной нескольким министерским портфелям и должностям в исполнительной власти. И сейчас они, будто ничего не произошло, снова указывают нам путь в светлое будущее. На улицах городов снова появились их палатки, агитаторы раздают прохожим партийную макулатуру, призывая строить Европу в Украине. Наблюдая все это, невольно так и хочется спросить: «Сколько можно «строить» избирателей?»
Как здесь не припомнить слов А. Лінкольна «Можно все время одурачивать кое-кого, можно некоторое время одурачивать всех, но нельзя все время одурачивать всех».
Анатолий Шанько, День