Говорить о послевыборных раскладах за месяц до дня голосования на парламентских выборах в Украине становится признаком хорошего тона. Все чаще можно услышать предположения, что Партия регионов и «Наша Украина» создадут коалицию, которой будет по силам не только сформировать правительство, но и при определенных раскладах продолжить процесс реформирования Основного Закона.
Казалось бы, противостояние в ходе президентской кампании 2004 года надолго закрыло дорогу для диалога между «нашеукраинцами» и «регионалами». Вывод, мягко говоря, поспешный, ведь контакты между этими политическими силами начались задолго до насыщенного событиями избирательного марафона и скандально проведенного съезда «Нашей Украины» в Донецке 31 октября 2003 года. Чего греха таить - «донецкие» зачастую считают ющенковцев не самыми лучшими партнерами для диалога, но говорить по душам с Тимошенко, давно собиравшейся навести порядок в угольной отрасли, им определенно не хочется. К тому же, представители крупного бизнеса, играющие не последнюю роль в обеих политических группировках, склонны договариваться, а не вести изнурительную войну на уничтожение. Возможно, именно поэтому вожди «оранжевых» и «бело-голубых» сегодня, критикуя оппонентов, зачастую отбывают номер, чем реально пытаются продемонстрировать полититизированным донельзя обывателям недостатки и достоинства своих оппонентов. Электоральным гигантам негоже суетиться и опускаться до мелких пакостей. Собственно, этим и вызвано быстрое затухание темы судимостей Виктора Януковича, поднятой штабом «нашеукраинцев».
Лидерство Партии регионов в парламентской гонке объективно уравновешивается президентством Виктора Ющенко. Многие «донецкие» прошли становление в непростой период накопления первичного капитала и его перераспределения силовым путем, потому силу и авторитет, сконцентрированные в одних президентских руках, уважают. Виктору Андреевичу вместе с ближайшим окружением предстоит доказать, что он обладает реальными рычагами управления в государственном масштабе. Видимо, пригодится усовершенствованная и дополненная «поваренная книга украинской политики», созданная Леонидом Кучмой. Леонид Данилович слыл прекрасным мастером сдержек и противовесов, и его политическое наследие еще будет востребовано и соответствующим образом доработано. Собственно, и идея продолжения политической реформы с целью нового перераспределения полномочий между ветвями власти может оказаться весьма плодотворной для налаживания сотрудничества «донецких» и «нашеукраинских». Хотя, с другой стороны, многое будет зависеть от способности и готовности договаривающихся сторон держать слово. Например, последний луганский бенефис Евгения Кушнарева свидетельствует, что Партия регионов в вопросе будущего сотрудничества с Ющенко и «Нашей Украиной» далеко не монолитна. Правда, злые языки говорят, что Евгений Петрович скорее следует советам из Златоглавой, чем прислушивается к надеждам и чаяниям Донбасса.
Видимо, лучший ход для удовлетворения этих потребностей крупного бизнеса, сосредоточенного на юго-востоке страны - учитывающее их интересы распределение портфелей в исполнительной власти в обмен на возможность использовать от четверти до трети депутатского корпуса, который будут контролировать «регионалы». Рискну предположить, что премьерский портфель Партию регионов заинтересует мало - Виктору Януковичу, похоже, приготовят иную синекуру, поскольку первый полноценный послереформенный премьер сможет использовать далеко не весь объем своих расширенных политреформой возможностей. Зато портфели вице-премьера по ТЭК, угольного министра, министра транспорта, тяжелой промышленности и другие, позволяющие реально защищать интересы крупного отечественного бизнеса, могут стать для «донецких» весомой приманкой. Если присовокупить к ним пару губернаторских портфелей в базовых для Партии регионов областях, можно предположить, что договоренность выглядит вполне реальной. Возможно, «оранжевой» команде объективно даже выгодно передать часть ответственности своим вчерашним оппонентам - они не только чувствуют себя в этой сфере как рыба в воде, но и заинтересованы в нормальном функционировании экспортноориентированных отраслей промышленности. Соответственно, распределение ролей позволяет сделать президентскими эмиссарами для «склеивания» страны не столичных назначенцев, к которым на юго-востоке страны относятся с понятным недоверием, а тамошних политиков и бизнесменов.
Есть и еще один любопытный момент. Если верить данным последних социологических опросов, то «регионалам» и «нашеукраинцам» вполне по силам вдвоем сформировать парламентское большинство, которое не только продвинет своего премьера, но и сформирует исполнительную власть - правительство и глав областных администраций. Главная интрига заключается в том, будут ли заинтересованы участники гипотетической коалиции в реформировании Основного Закона. Если ответ положителен - им придется привлекать под свои знамена либо Народный блок Литвина, либо СПУ. Правда, и Владимир Михайлович, и Александр Александрович позиционируют себя в качестве поборников новой Конституции, поэтому определенно придется договариваться.
Безусловно, интересно предположить, куда при таком раскладе отправится Юлия Тимошенко. Лидер БЮТ в последнее время заметно нервничает, утверждая, что ей не хочется создавать коалиции ни с Партией регионов, ни, по большому счету, с «нашеукраинцами». Если отбросить эмоциональную составляющую, нетрудно понять - Тимошенко не исключает своего пребывания в оппозиции. По крайней мере, такую судьбу она обещала предпочесть союзу с «регионалами». Интересна и заочная дискуссия между Ющенко и Тимошенко. Президент в последнем радиообращении к нации подчеркнул, что выборы 26 марта станут выборами нового парламентского большинства, тогда как рекламные бигборды БЮТ зазывают избирателей на выборы народного премьера. Юлии Владимировне определенно надоело пребывание в тени Виктора Андреевича, и она понимает, что второй раз сепаратно получить некие «портфельные» гарантии будет проблематично.
Впрочем, переход БЮТ к оппозиционным действиям может быть в глобальном плане полезен для страны. Стоит ли сомневаться, что Юлия Владимировна выбьет сильный и действующий закон об оппозиции, которым будет пользоваться в полном объеме. Не исключено также сближение фракции БЮТ с парламентским представительством блока «Не ТАК!» (конечно, если оно появится). По крайней мере, «нетаковцы» очень оперативно подхватили вброшенную Тимошенко информацию о ядерном могильнике от Holtec International и даже провели громкую демонстрацию у стен американского посольства. Да и идеологически солидаристский БЮТ вполне близок к объединенной украинской социал-демократии. Правда, в несколько позабытом оппозиционном статусе Юлия Тимошенко может испытывать проблемы с целостностью фракции, и заблаговременно подписанные всеми бютовскими кандидатами в депутаты обещания отказаться от мандата могут не помочь сохранить масштабы влияния.
Но не будем торопиться с выводами. Украинский народ неоднократно опровергал самые разные прогнозы социологов, поэтому реальные переговоры и договоренности целесообразны только после официального подведения итогов выборов. Тогда-то и станет ясно, кто будет новой властью, а кто предпочтет оппозиционный статус.
Евгений Магда, DailyUA