8 марта отмечали не так давно, чтобы не сделать самый простенький, на поверхности лежащий вывод: мужчины поголовно готовы поздравлять женщин с праздниками, дарить им цветы (и что-то более существенное), но не готовы выбрать одну из них премьером. Народным. Это только по версии блока БЮТ на нынешних парламентских выборах страна выбирает народного главу Кабмина.
Такова диалектика переходного периода: народный президент (Ющенко, 2004 год), народный премьер (место вакантно, претендует 5-7 кандидатур, 2006-й год), народный спикер (Литвин, Безсмертный, Богатырева, 2006-й год). Впрочем, и интрига состоит в том, что вовсе не является константой желание Юлии Владимировны непременно взвалить на себя груз премьерства сразу после окончания избирательной кампании. Да, на биллбордах может быть написано что угодно, и конституционная реформа позволяет, но… Буквально вчера премьер Ехануров похвалился растущими показателями: по предварительным данным, рост ВВП в феврале составил 1,5%. Всеобщее ликование, шампанское и законная гордость: нам удалось отойти от края финансовой пропасти. Ненадолго, до окончания выборов. В конце концов, это только Партия регионов "запугивает" электорат, настроившийся голосовать за идеалы Майдана, грядущей экономической катастрофой: цены на мясо растут, вы будете платить за газ по мировым ценам, все льготы ликвидируют. А партия власти ведет себя гуманно, все не рассказывает. Зачем травмировать хрупкую психику избирателя?
И вообще, "Наша Украина" пытается строить кампанию на позитиве. Да, не всегда хорошо получается, потому что мешает Юлия Тимошенко. Один взгляд на ее рейтинг убивает всякое желание вести себя политкорректно и толерантно, как капля никотина убивает лошадь. Но ребята стараются… Они взяли на вооружение метод суггестии: у Юли третье место в гонке-2006, и потому "Наша Украина" спокойно реагирует на ее премьерские ультиматумы. Все равно кандидатуру главы Кабмина от "оранжевой" коалиции выдвинет та политическая партия, которая на выборах наберет большее количество голосов. Наверняка, лидер БЮТ чувствует, что тягаться с партией власти ей не под силу: если кто заметил, она все меньше говорит о своих премьерских устремлениях и все больше о невозможности "слияния" активов двух ЗАО – "Регионов" и "Нашей Украины". Это вариант из серии "Так не доставайся же ты никому": Тимошенко слишком хорошо знает, сколько мощных представителей пропрезидентского блока спят и видят себя на месте Юрия Еханурова. Поэтому с высокой точностью прогнозировать ситуацию не стоит и пытаться.
Многое зависит от проходимости в парламент тех или иных сил, от позиции Виктора Ющенко, эффективности попыток денонсации политической реформы, в конце концов – от новой редакции Регламента, предложенной лидером социалистов. Как известно, Александр Мороз видит то, что порой недоступно взгляду человека, выложившему несколько "лимонов" только за депутатский мандат. Вовремя зарегистрированный законопроект может враз поменять самые твердые договоренности. Но об этом после… А сейчас о том, выгодно ли становиться главой Кабмина сразу после того, как будет "укомплектована" новая Верховная Рада.
Прежде всего, речь идет об экономической ситуации, которая на сегодняшний день не вызывает оптимизма. Достаточно привести один простой пример: непостоянство цены на российский газ, зафиксированной в печально известных соглашениях между Украиной и Россией. Российское руководство уже не раз открыто намекало, что эта величина может меняться. Вот возьмут и подскочат цены на топливо на мировых рынках. Или у Туркменбаши. Что делать? Придется "обижать" Украину, потому что рыночные отношения строятся не по принципам безгалстучной дипломатии. Иными словами, цена на "голубое топливо" для потребителей и для промышленности может существенно вырасти. То есть на грани закрытия окажутся многие предприятия – с одной стороны, и рванут цены для населения – с другой. Причем, рванут на все, начиная от бензина и заканчивая хлебом и квартплатой.
Не совсем ясно, и как сложится с реприватизацией: все отберут (из того, что еще не отобрали) или пойдут на мировые соглашения с теми, кто сегодня готов платить газетами, заводами и пароходами за относительную политическую неприкосновенность? И что самое смешное, уже сейчас ряд партий-фаворитов выступают за ликвидацию депутатского иммунитета на всех уровнях. Социальные программы – еще одна головная боль любого правительства: или мы "проедаем" бюджет или резко сокращаем преференции и льготы, вкладывая освободившиеся средства в развитие. Понятно, что любой, у кого поднимется рука на урезание социального пайка, в один момент будет обречен на общественную непопулярность и жесткую критику со стороны парламента, вплоть до отставки. Вспомните, даже Путину его социальная реформа (замена льгот живыми деньгами) стоила значительных рейтинговых потерь, которые с трудом удалось компенсировать выстраиванием жесткой бюрократической вертикали. Тут есть над чем задуматься будущим соискателям премьерской должности.
И они думают. Уже есть определенные результаты усиленной работы головного мозга. Они сводятся к тому, что некоторые прогрессивно мыслящие товарищи публично открещиваются от премьерских планов. К их числу, прежде всего, относятся: Виктор Янукович, который дал понять, что не слишком-то рвется в премьеры, Ринат Ахметов (еще не время), нынешний министр экономики Арсений Яценюк. Кто самостоятельно, а кто с посторонней помощью догадался, что более-менее четкое позиционирование в качестве будущего премьера немедленно вызывает мобилизацию всех "вражеских" ресурсов, работающих против него. По-простому эта схема выглядит так: хочешь кого-то спалить – начни распространять версию о высоких премьерских (спикерских, министерских) амбициях товарища Ч. Можно биться об заклад, что через небольшой промежуток времени страна (политикум, президент) узнают о соискателе та-акое, что его не то что премьером, заведующим отделом очистки побоятся выдвинуть.
Сейчас самая мощная антипремьерская кампания ведется против Тимошенко и Януковича. Лидер "Регионов", еще раз скажу, отреагировал – намекнул, что не больно-то и хотелось. Лидер БЮТ по-прежнему пишет на своих плакатах "Выберем народного премьера", но все меньше говорит о том, как расцветет Украина, когда она во второй раз ее… Ну, в общем, вы поняли. Одновременно с падением премьерских возможностей Юлии Владимировны и Виктора Федоровича растут шансы других кандидатов. Их можно разделить на две премьерские категории. Первая: молодые, амбициозные, малоизвестные (вернее, нераскрученные). Яркий пример – Арсений Яценюк. Вторая: опытные менеджеры, поработавшие при старой власти и сумевшие найти общий язык с нынешней. К таким, например, относится Виталий Гайдук. Есть и третья категория: те, кто давно хочет, но ждет своего часа. Такой себе синдром Сергея Тигипко. Обычно из них получаются технические (временные) руководители Кабмина. Пример: Анатолий Кинах, Юрий Ехануров.
Теперь перейдем к факторам, от которых зависит премьерская судьба любого из названных (неназванных) политиков. Их не так уж и много. Три. Первый фактор – экономический – мы уже назвали. Исходя из этого, новый премьер-министр должен быть настоящим камикадзе. Под эту категорию пока подходит действительно только Юля Тимошенко. Впрочем, называют и другие фамилии: Литвин, Мороз и даже Безсмертный. Они, конечно, не такие "безбашенные", как леди Ю, и удерживать премьерские позиции, в случае чего, будут при помощи других политических инструментов – умения договариваться, возможностей влияния на президента и пр. Но при этом каждому из претендентов нелишне вспомнить пророческие слова, сказанные Юрием Ехануровым после первого раунда раздачи кадровых призов за вклад в "оранжевую" революцию. Тогда "загнанный" в губернаторское ложе Ехануров произнес пророческую фразу: "То, что сейчас, – это пена. Она быстро схлынет. На место нынешних министров-революционеров придут хозяйственники". Так оно и вышло.
Фактор второй – конфигурация большинства. Согласитесь, "оранжевая" коалиция (НСНУ, БЮТ, СПУ) дает один результат, "оранжево-голубая" ("Регионы" и партия власти) – совсем другой, объединение БЮТ и регионалов – третий. Чем дольше будет складываться этот кубик Рубика, тем сильней угроза роспуска парламента, которым время от времени пугает провластная партия. Действительно, у президента по новой Конституции есть право послать переговорщиков "в сад" через два месяца бесплодных переговоров. Это очень нервирует. Поэтому совершенно не исключена возможность выдвижения "временного" главы правительства. Или сохранения Юрия Еханурова. В таком случае, парламентское большинство получает возможность для согласования кандидатуры "настоящего" главы Кабмина. У этого плана есть только один недостаток: нет ничего более постоянного, чем временное. Это хорошо доказал своим примером Анатолий Кинах, сменивший Виктора Ющенко на посту премьер-министра.
Фактор третий: внешнее влияние. Накануне парламентских выборов Запад всеми силами демонстрирует свое расположение к нынешней власти Украины, представленной "оранжевым" блоком. Статус страны с рыночной экономикой, подписание двухстороннего протокола между Украиной и США, необходимого для нашего скорейшего вступления в ВТО, отмена поправки Джексона–Веника, регулярные заявления о честности и открытости нынешней парламентской кампании по сравнению с предыдущими "грязными" выборами в Украине. Пожалуй, более четкие сигналы того, что Америка заинтересована в сохранении и укреплении "помаранчевой власти", трудно и представить. И не является секретом тот факт, что в США конфликты внутри "оранжевой" коалиции и ее фактический распад воспринимают как провал своей миссии в этой части света. Поэтому и рассчитывать на поддержку Вашингтона после выборов могут только те премьерские соискатели, кто либо входит в "оранжевую" коалицию, либо вовремя к ней примкнет. С этой точки зрения, достаточно шансов у того же Еханурова, Безсмертного, Порошенко, Мартыненко, Павленко. Но там могут "поощрить" и Юлю, и Литвина, и Мороза, если они и их партии обеспечат устойчивость блока "Наша Украина" в парламенте.
Ольга Завьялова, Версии