"Власть срывает выборы!", "Честные выборы – честные списки", "Нас лишают права голоса"… Если не знать, что на улице 2006 год, то можно запросто решить, что сторонники Виктора Ющенко готовятся к экстремальному сценарию развития предвыборной ситуации. Конечно, полной идентичности мешают цвета партийных флагов: сегодня противники манипуляций выходят под бело-голубыми стягами…
А так – полное совпадение: студенческая массовка, импровизированная трибуна на площадке перед Радой, снимающие журналисты… Это значит, что до дня выборов осталось меньше двух недель. В это время и делается основная работа. Не случайно активизировался глава Донецкого облсовета Борис Колесников: на пресс-конференции в понедельник он круто "наехал" на силовые структуры, игнорирующие права человека с "донецкой пропиской". Потом глава штаба ПР Евгений Кушнарев обнаружил 25-й кадр в фильме "Угроза", который "Наша Украина" показала по УТ-1. Следующий логичный шаг: во вторник фракция "Регионов" выступает с требованием внести изменения в избирательное законодательство с целью недопущения фальсификаций и создания необходимых условий для реализации гражданами Украины своих избирательных прав. Регионалов чрезвычайно расстроили выступления членов ЦИК, "пугающих" людей недоукомплектованностью избирательных комиссий на местах и предлагающих в телеэфире демонстрировать начальный курс молодого электорального счетовода.
…Поскольку стратегия действий ПР изначально базируется на убежденности в искажении властью итогов парламентского голосования, то обеспечение прозрачности выборов становится главной "фишкой" регионалов. По сути, борьба с массовыми "подтасовками" результатов голосования выходит у оппозиции на первый план. Как говорится, "старый трюк мафии": власть пытается украсть у оппозиции голоса. Было. Помним. Ничего более оригинального ПР придумать не удалось. Да и не хотелось. Расчет прост: сработало в 2004-м, не подведет и в 2006-м. Действительно, схема накатана и удобна в исполнении: парламентская "шумиха", массированная кампания в СМИ, оккупация ЦИК.
Первый шаг Партия регионов сделала во вторник, приурочив борьбу за прозрачность урн к началу последней сессионной недели. Фракция потребовала проголосовать за изменения в закон о выборах депутатов ВР и выборах депутатов местных советов. Стимулом стали грубые нарушения при составлении списков избирателей:
- внесение в реестры для голосования "мертвых душ";
- срочный перевод фамилий избирателей на украинский язык, в результате чего часть фамилий оказались искажены до неузнаваемости;
- неукомплектованность теризбиркомов, ведущая к срыву выборов на тех участках, где явную победу одерживают силы оппозиции.
Судя по словам представителей фракции "Регионов", таким способом власть пытается отнять у ПР как минимум 20% голосов. Да и не только у них… Есть еще блок Литвина, БЮТ, коммунисты, СПУ. Предполагалось, что после разъяснения коварного плана по "отлову" чужих голосов партией власти все участники выборов как один станут на поддержку идеи сторонников Януковича. И некоторым показалось, что так оно и есть. Переговорщики из фракции Раисы Богатыревой уверяли, что у них были "железные" соглашения с блоком Тимошенко и СПУ Александра Мороза. В последний момент выяснилось, что договоренности не сработали. Уже только по этому голосованию можно очертить контуры будущей коалиции. Опять же, оказывается, что некоторые непримиримые враги НСНУ не так уж и не непримиримы: по крайней мере, та же Тимошенко откровенно ссориться с партией власти не пожелала. Хотя, можно спорить, что для группы поддержки Юлии Владимировны выяснение глубины фальсификации является не последним делом. И все же фракция решила воздержаться.
Что касается Александра Мороза, то он, как всегда, технично разыграл свою карту, показав, что является самостоятельным игроком. В итоге такого "разбалансирования" регионалам не удалось добиться поддержки в главном вопросе: разрешить окружным избирательным комиссиям включать на месте в день голосования в списки тех избирателей, чьей фамилии не оказалось в реестре или она была искажена. И ежику понятно, что одна эта норма открывала широкий простор для списочных комбинаций. Достаточно представить, сколько дополнительных голосов может "зарегистрировать" теризбирком, особенно "правильно" сформированный. Однако для реализации этой комбинации не хватило всего-то восьми голосов: на табло высветилась цифра 218. ПР пришлось довольствоваться нормой о том, что решение о включении в списки избирателей может приниматься только по решению суда. Правда, оппозиция преподносит этот факт как свою мощную победу: хотя бы удалось разблокировать процесс "восстановления списков". Кроме того, оппозиции удалось добиться ряда мелких "послаблений", в целом не меняющих ситуации:
а) укомплектовывать теризбиркомы отныне получают право не только партии, но и общественные организации и местные советы;
б) члены комиссии могут голосовать, не отходя "от кассы". То есть от места работы. Часто бывает, что человек считает голоса в одном месте, а живет совсем в другом и по этой причине не успевает отдать свой электоральный долг. Теперь можно не суетиться;
в) повышена планка материальной заинтересованности "счетчиков": за три дня работы представители местных избирательных комиссий получат по 150 гривен. Эта сумма в девять раз превышает ту, что имелась ранее: и парламент проголосовал за дополнительные бюджетные расходы.
Правда, не удалось добиться отмены разрешения коммерческим типографиям печатать на своих мощностях бюллетени и прочую электоральную продукцию – государственные мощности не справляются с таким объемным заказом. И это, видимо, будет покруче дублирующего сервера. На этом фоне "крупная победа" Партии регионов над фальсификаторами практически теряет смысл. Надо честно признать, что, несмотря на повысившуюся политическую сознательность украинских избирателей, очень немногие граждане захотят ввязываться в судебные процессы в день голосования. Во-первых, это большая морока, нервы и длинные очереди. Не все готовы выстоять несколько часов, заполнить кучу бумаг и с сознанием исполненного долга кинуть бюллетень в урну. Во-вторых, надо помнить и о загруженности судов в этот день: судьи просто физически могут не справиться с потоком желающих "восстановить справедливость". И что теперь делать? Как это ни смешно, но самым лучшим вариантом для борцов с фальсификациями было бы "наложение" президентом Виктором Ющенко вето на данный закон. (К слову, представители НСНУ уже пообещали оппозиционерам именно такой вариант. Дескать, рано радуетесь: глава государства вашу инициативу уже согласился зарубить.). Будет очень опрометчиво, если Виктор Андреевич прислушается к советам "доброжелателей" из своей партии. Потому что в этом случае, оппозиция получает право:
– обвинять власть в использовании административного ресурса, умышленном искажении итогов выборов;
– выражать недоверие ЦИК;
– критиковать Ющенко за то, что он остается "глух" к проявлениям явного нарушения избирательного процесса; – привлечь к этим фактам внимание международной общественности.
Антон Осипчук, Версии