Как известно, после громких застолий или гуляний нужна определенная пауза. Нередко она сопровождается наведением порядка в том месте, где накануне, как бы это культурнее сказать, насорили. Что-то подобное из года в год происходит в украинской политике. Выборы частенько именуются «праздником демократии». Именно поэтому после их проведения нужен кто-то, выполняющий функции «санитара».
Кто возьмет на себя эту непосильную (?) ношу, мы еще увидим. А пока давайте попробуем проанализировать, что именно придется «убирать» этим уважаемым людям. Ведь в пылу предвыборных обещаний многие политики иногда теряют почву под ногами.
Одним из наиболее ярких тому примеров является идея известных политических деятелей ввести в Украине второй государственный язык (разумеется, русский). Несколько слабее в этот раз звучит тема о потенциальном внедрении на нашей территории так называемого двойного гражданства. Впрочем, нет-нет, а находится активист, готовый выпятить и эту тему в преддверии парламентского волеизъявления.
Следует напомнить, что впервые эта тема громко прозвучала в Украине полтора года назад. Именно тогда разгорались главные страсти предыдущей, президентской, кампании. Тогдашний провластный «инфант» Виктор Янукович активно взял на вооружение эту тему. Он неоднократно заявлял, что готов, в случае своей победы, инициировать процесс внедрения в Украине института двойного гражданства. Любопытно, что эту инициативу тогдашнего украинского Премьер-министра с воодушевлением подхватили… в России. В Государственную Думу даже был внесен соответствующий законопроект. Но, то ли вследствие оранжевой революции в соседней Украине, то ли по каким-то другим причинам, успеха он не возымел. Тема временно заглохла, хотя это совершенно не значит, что она не проявится вновь.
Именно поэтому, целесообразно посмотреть повнимательнее, чем же это таким «пикантным» хотели попотчевать нас северные соседи? Среди проблем, которые требуют первоочередного решения, называлась армейская служба и (надо же) избирательные права граждан соседнего государства. Рабочий вариант соглашения о двойном гражданстве, подготовленный российской стороной на случай победы Януковича на президентских выборах, содержал еще и такие нюансы. Во-первых, на потенциального гражданина двух держав, планировалось не распространять всю массу ограничений, установленных для иностранцев. Во-вторых, косо-криво, но выписано, каким образом будут решаться вопросы социального обеспечения, образования и медицинского обслуживания. Было предложено учитывать место жительства бипатрида (человека с двойным гражданством). Более-менее цивилизовано предлагалось решить проблему прохождения воинской службы – на территории, где «двойные» проживали на момент призыва. Хотя и здесь – не без нюансов: механизма такового призыва выписано не было.
Наконец, авторы проекта даже попытались позаботиться о детях потенциальных бипатридов. Планировалось, что их чада от рождения будут иметь точно такой же статус. А после совершеннолетия им предполагалось либо продлить такой статус, либо отказаться от «привилегий» одного из государств.
Говоря откровенно, проблема так называемого двойного гражданства – откровенно надуманная. Попытаемся это доказать. Для этого давайте вспомним не такую уже и далекую историю. Кроме того, что четвертая статья отечественной Конституции четко указывает на невозможность двойного гражданства на украинских просторах, этот вопрос регулируется еще и соответствующим законом, принятым Верховным Советом в 2001-м году. Так вот, инициаторам бипатризма не мешало бы знать: до тех пор у нас было еще целых два закона о гражданстве. Они увидели свет в 1991-м (на заре независимости) и в 1997-м годах. Первый из перечисленных документов разрешал (!) двойное гражданство. Об этом сегодня мало кто помнит, но во второй части его первой статьи было сказано: «Двойное гражданство в Украине допускается на основании международных соглашений». Однако, за время действия этого законодательного акта (не много, не мало – шести лет) никаких соглашений ни с каким государством подписано не было. Что к этому еще добавить?
Также необходимо отметить, что в украинском обществе существует достаточно туманное представление относительно того, как именно двойное гражданство может отразиться на рядовых гражданах. Дело в том, что в отличие от «двуязычия», эта тема педалировалась не столь мощно. По сути, тот, кто хотел – поменял гражданство. Хотя, негде правды деть, есть в мире ряд государств (причем, достаточно продвинутых), где закон о двойном гражданстве успешно действует. Наиболее яркие примеры – это Канада и Израиль. Однако большинство государств мира устанавливают для себя (а значит, и для других) единые правила игры. Именно единое гражданство обеспечивает одинаковую правовую связь каждого гражданина со своей родиной.
Современная юриспруденция выделяет три основных причины для возникновения «феномена» двойного гражданства. Во-первых, при рождении ребенка от граждан страны, которая во время определения гражданства, исповедует так называемый принцип «права крови на право почвы». Более понятно это можно объяснить на примере. Скажем, рожденные в Соединенных Штатах автоматически становятся гражданами этой страны.
Во-вторых, двойное гражданство возможно в случае заключения брака женщины с иностранцем, если за ней, согласно законам одной страны, остается собственное гражданство, а по законам другой – ей же автоматически предоставляется гражданство ее благоверного.
И, наконец, в-третьих, два паспорта могут иметь люди, которые «натурализировались», но этот процесс не сопровождался обязательным отказом от предыдущего гражданства. По большому счету, именно этот принцип в идеале можно было бы употребить к украинцам, которые небезуспешно ищут работу за границей.
Хотя даже здесь существует множество всяких «но». Двойное гражданство рождает множество правовых коллизий. Что бы кто ни говорил о равенстве прав и возможностей, мировая практика показывает: пользоваться реальными благами истинному гражданину всегда попроще. Именно поэтому, в течение последних ста лет страны мира в межгосударственных отношениях пытались всячески отказаться от института двойного гражданства. Подобная практика, в большей мере, применялась лишь на базе двусторонних соглашений. Относительно этого – смотри выше: подобный принцип безрезультатно действовал в Украине в течение шести лет.
И, наконец, последний аргумент, который сегодня пытаются привести сторонники осуществления идеи двойного гражданства. Он сводится к тому, что этническим украинцам в России (опять-таки, почему-то не в Польше, Венгрии или Румынии) не хватает защиты. На первый взгляд – звучит благородно. Но если копнуть глубже, выходит вот что: Гаагская конвенция по вопросам гражданства, принятая еще 12 апреля 1930-го года, провозглашает следующее. Государство (в нашем случае – Украина) может считать своим гражданином лицо, которое пребывает в гражданстве другой страны (в нашем случае – России). Однако если это лицо пребывает на территории России, никакой дипломатической защиты предоставить ему Украина не сможет. То есть, ни о какой правовой защите наших соотечественников, речь не идет. Более того, в соответствии с этой же Гаагской конвенцией, на территории третьих стран, потенциальный украинско-российский бипатрид будет признан гражданином лишь одной страны. Наверное, излишне уточнять, какой именно...
Впрочем, разговоры о двойном гражданстве, скорее всего, так и останутся разговорами. Дело в том, что украинская Конституция, к счастью, пока что не поддается на всяческие авантюры. Дабы упразднить статью о едином гражданстве, мало даже трех сотен депутатских голосов (хотя и их, наверное, не так-то и легко будет «наскрести» в будущем Верховном Совете). Статья, определяющая единое гражданство, содержится в первом разделе нашего Основного закона. А для того, чтобы изменить его, нужны результаты всенародного референдума. Если бы сторонники бипатризма были уверены в успехе, они бы уже давно начали сбор подписей за подобную бредовую инициативу…
Dailyua