Основная интрига выборов в Верховный Совет Крыма заключается в том, что, стартовав, как заранее предрешенные, к своему финалу они могут получить совершенно непредсказуемый результат.
На первый взгляд, в крымских выборах все ясно до банальности: главным фаворитом гонки по-прежнему остается региональный избирательный блок «За Януковича!», сформированный крымскими организациями Партии регионов и партии «Русский блок». Но весь вопрос в том, насколько существенным окажется его отрыв от конкурентов. Сегодня, даже по самым оптимистическим оценкам, реальный порог крымских последователей Януковича - около трети из 100 депутатских мест в ВС Крыма (при этом в украинский парламент «Партия регионов» в Крыму набирает заметно более половины голосов). А треть голосов - это далеко не «контрольный пакет», который позволил бы самостоятельно формировать органы исполнительной власти автономии.
Дело в том, что на местном уровне Партия регионов персонифицируется уже не с ее лидером, а с конкретными Борисом Дейчем и Василием Киселевым.
Вражду между блоком «За Януковича!» и их, казалось бы, потенциальными союзниками порождает тот факт, что все они вынуждены играть на одном электоральном поле - пророссийском. Поэтому набор тем и методов у доброго десятка заметных политических игроков идентичен - все за русский язык, за союз с Россией, за ЕЭП, и все против НАТО и национализма «оранжевых». Здесь «топчутся» и коммунисты, и «союзовцы», и «Не Так!», и «Блок Куницына», и ПСПУ. Кстати, все вышеперечисленные силы имеют шанс быть представлены в новом крымском парламенте.
Коммунисты получат второй результат после блока «За Януковича!» - несмотря на четырехлетнее отсутствие в крымской власти Леонида Грача, его авторитет по-прежнему достаточно высок, а электорат устойчив. Что касается еще одного нардепа - лидера партии «Союз» Льва Миримского, то, похоже, его «последний бросок на Крым» окажется куда менее результативным, чем он рассчитывал. Несмотря на колоссальные ресурсы, брошенные «союзовцами» на достижение заветной мечты - «контролировать» крымскую власть, г-ну Миримскому, судя по всему, не видать спикерского кресла, о котором он уверенно говорил в одном из своих интервью. А заданная планка в 25% голосов - также из разряда фантастики.
Видимо, по этой причине г-н Миримский активно озабочен поиском возможных союзников в крымском парламенте на послевыборный период. Во время последнего визита в Крым Натальи Витренко на митинге в Симферополе состоялась торжественная церемония «братания» ПСПУ и «Союза». Данные силы заявили о своем намерении после выборов совместно работать в крымском парламенте.
Другой лежащий на поверхности альянс - блоков экс-премьера Крыма Сергея Куницына и местных «Не Так!». На сегодня оба предвыборных объединения балансируют на грани проходного барьера, но в случае его преодоления, скорее всего, объединят свои усилия.
Что же касается крымских «оранжевых», то их шансы куда менее радужные. Благодаря потрясающему дезорганизаторскому таланту лидера крымской организации НСНУ, нардепа Владимира Шкляра эта политическая сила практически не представлена в крымских выборах - бурная имитация деятельности внутри штаба, к сожалению, за его рамки не выплескивается. И если в такой ситуации НСНУ преодолеет 3%-ный барьер, то это будет чудом, а не закономерностью.
Крымский БЮТ, ядром которого является бизнес-политическая структура местного депутата Андрея Сенченко «Прозрачная власть», обладает мощным медиа-ресурсом. За счет этого может сложиться иллюзия почти повальной поддержки в Крыму Юлии Тимошенко, навязываемая одним из ведущих крымских телеканалов. Но именно излишняя навязчивость и провоцирует обратный эффект. К тому же репутация самого Сенченко, работавшего крымским вице-премьером в середине 90-х, и ряда членов его команды далеко не однозначна.
Народный Рух Украины, под знаменами которого в ВС Крыма идет крымскотатарский меджлис, практически не заметен широкой публике. С одной стороны, это даже хорошо - отсутствие пресловутого «татарского фактора» делает эти выборы куда более спокойными, чем президентские. Но национальная окрашенность НРУ в Крыму уже не гарантирует ему вхождения в местный парламент. По всей видимости, на нынешних выборах разобьется еще один миф: о том, что крымские татары - это монолитный электорат, который дружно голосует за тех, кого укажет «руководящая и направляющая партия» в лице Меджлиса. Скорее всего, татарские голоса будут рассеянны между разными политическими силами, порой диаметрально противоположными.
Подводя итог, можно сказать, что именно названную предвыборную особенность Крыма - не традиционную для Украины борьбу «оранжевых» и «бело-голубых», а соперничество бывших соратников по коалиции «Крым за Януковича!», попробует использовать официальный Киев в послевыборных раскладах.
Новый понедельник