Со слов господина Романа, вы практически договорились, что подписание такого документа может быть на общей акции, или на этих днях, или 26 вечером. Тем самым вы окончательно поставите точку в вопросе «быть коалиции или не быть?» То 26 в 22.00 будет какая-то акция?
Думаю, что только люди смогут определить, как будут заключаться коалиции и кто с кем будет договариваться. Сейчас об этом говорить рановато. Я вообще мечтаю о том, чтобы прийти настолько мощной силой в парламент, чтобы никаких компромиссов ни на каких теневых кулисах не искать. И я думаю, что только после выборов можно вести об этом переговоры.
Вы настолько уверены в своих силах, что можете сказать, что вам не нужно ни с кем будет блокироваться в новом парламенте? Все политологи тогда, когда можно было говорить о рейтингах, говорили, что это не очень реально.
На прошлых парламентских выборах нашему блоку политологи давали два процента. Мы взяли почти восемь, несмотря на все фальсификации, которые делал Кучма. Поэтому давайте политологов, социологов, невропатологов в сторону, и будем ждать, когда люди скажут свое слово.
Математически вы возражаете, что с Регионами вы блокироваться не будете...
Не математически, а идеологически.
Просто по факту больше ни с ним не остается кроме «Нашей Украины», чтобы создать большинство.
Я думаю, что у Януковича было неплохое заявление. Он сказал, что готов с частью, умной, мудрой частью «Нашей Украины» создавать коалицию. Это я хочу ему предложить Порошенко, Третьякова, Мартиненко, Жванию, Червоненко. Если он эту группу заберет, то я думаю, мы в помаранчевом лагере найдем и согласие, и как коалицию построить. И вообще, я очень надеюсь на то, что наша политическая сила придет достаточно мощной командой в парламент. Так как я честно вам скажу, что я устала в парламенте делать определенные странные компромиссы. Когда ставят вопросы, условно например: «тут нам нравится финансовый поток, ставьте, пожалуйста, нашего брата или свата на этот поток, а мы вам проголосуем бюджет на 2005 год. Но вы не трогайте наш свечной заводик, а мы вам за это, возможно, для детей сирот что-то проголосуем». Я просто хотела бы прийти такой командой в парламент, когда никто не будет мне выкручивать руки, ставить правительство премьер-министра через силовые приемы на служение какому-то бизнесу в парламенте. Я устала от того, что парламент у нас просто часто выглядит, как базар, где все продается, и все покупается.
Сегодня в Тернополе на местном телевидении президент заметил, что в случае, если за 50 суток, согласно закону, новоизбранный парламент не создаст большинство, и, соответственно, не начнет работать над созданием коалиционного правительства, парламент будет распущено. Опосредованно его подтверждает и Роман Бессмертный. Его слова: «имеем два варианта событий - или воспроизведение помаранчевой коалиции, или, в случае невозможности ее воспроизведения, парламент распустить. Не думаю, что есть третий путь». Как вы думаете?
Действительно, в новой Конституции заложено право президента, если за 50 дней не будет создано большинство. Но хочу сказать, что это не такая повседневная норма, как карандаш. Так берешь и пишешь карандашом каждый день. Роспуск парламента - это ядерный взрыв, это практически разрушение стабильности, разрушение порядка. И потому президент такое оружие имеет, но оно должно действовать лишь в абсолютно крайних случаях.
Но в случае не создания большинства, парламент будет нетрудоспособный. Его польза будет тогда нулевой.
Я могу еще раз сказать, что в нормальном демократическом обществе, часто распускают парламент?
При каких условиях вы выйдете на второй Майдан?
Майдан, мне кажется, это абсолютно нормальное явление в демократическом обществе. Но я не хотела бы, чтобы каждый день мы поднимали людей на какие-то подвиги. Люди уже сделали свой подвиг. Они действительно изменили власть в стране, они привели новую команду, и они действительно хотят результата. И давайте им дадим тот результат. И не будем людей каждый день звать на Майдан. И не будем делать так, что когда политики не могут между собой наладить отношения, то мы поднимали людей. Я думаю, что люди уже свой шаг сделали. А теперь парламентские выборы для того, чтобы после первого боя, который и дал собственно стране нового президента, новую власть, теперь, учитывая абсолютно все политические достижения, абсолютно все экономические достижения, социальные, учитывая все достижения новой власти, зная всех политиков в лицо, теперь мы должны на парламентских выборах дать окончательный бой всему, что является грязью в политике. И сделать так, чтобы в новом парламенте нам уже не приходилось выходить на Майдан, а чтобы люди каждый день констатировали, что что-то делается в их пользу.
Можно надеяться, что этой весны, 26, 27, 28 Майданов не будет?
Думаю, что 26, 27, 28 будем формировать правительство, будем назначать правительство, и начнем просматривать бюджет на 2006 год, который есть абсолютно бездарным.
26,27 мы будем считать голоса. Говорят, что такие очереди будут стоять! Кстати, Комитет избирателей Украины заявляет относительно процесса, что все политические силы израсходовали на выборы суммы, которые превышают законом лимит. Сколько вы израсходовали на выборы, вы знаете?
Во-первых, законом не установлены лимиты. И сегодня это очень важный шаг. Так как сегодня все партии без лимитов могут абсолютно прозрачно использовать деньги. Ну, скажем, что главные деньги избирательной кампании идут как раз на рекламу избирательных партий и блоков, и мне было очень приятно, что когда показывали сколько израсходовала каждая партия и каждый блок на свою политическую рекламу, начиная от Партии Регионов, которая зашкаливает за 100 миллионов гривен, то против нашей партии стоит прочерк. Т.е., мы, собственно, ничего не тратим на ту рекламу, так как отказались, чтобы, собственно, в обществе этой политической рекламой промывали людям сознание, агитировали людей, когда люди уже запутались, кто на самом деле есть политики. И еще я знаю, что когда сейчас уже включает телевидение наш народ, и знает, что там снова политическая реклама, знаю, что люди просто выключают телевидение, или просто переключают канал. Или есть даже экстремальные варианты, когда просто кружками запускают в собственные телевизоры. Поэтому я не хотела, чтобы так относились к нашей партии, и потому я избрала совсем другой путь – провела более 400 встреч с людьми.
Все это стоит деньги. Я хочу вас спросить, сколько вы израсходовали на не телевидение. Есть билборды, газеты... Наконец, оплата горючего самолета…
Я думаю, кто бы из политиков не назвал сумму, она будет нечестной. Я предлагаю другой вариант. В связи с тем, что нет ограничений на фонд, обратиться к Комитету избирателей Украины, и как только выборы завершатся, чтобы они просто сняли бухгалтерию, сколько избирательного фонда каждой партии, и просто озвучили суммы. И пусть политики отчитываются про те суммы. И я считаю, это будет честнее, чем каждая политическая сила будет этими цифрами жонглировать.
Не получается ли сейчас так в Украине, что кто более богатый, тот и выиграет. Именно из-за того, что может везде себя показывать?
Надеюсь, что Партия Регионов не выиграет.
Я не конкретизировал
А я конкретизировала.
По материалам интервью телеканала НТН