Наиболее амбициозной и нетрадиционной называют в столице избирательную кампанию в Киевсовет блока "Киев - европейская столица", созданного после блокирования ПППУ Анатолия Кинаха и партии "Европейская столица", детища известного бизнесмена Льва Парцхаладзе. Политические обозреватели долго интриговали киевлян версиями о сотрудничестве Парцхаладзе с Зинченко, Кличко и даже Тимошенко. Слухи слухами, но Парцхаладзе избрал совсем иной союз. Он увлек своей желто-синей европейской "религией" известную артистку, телеведущую и просто красавицу Ольгу Сумскую (которая, кстати, не только третий номер избирательного списка, а еще и кандидат в столичные мэры. Лев Парцхаладзе рассказал "Киевским Ведомостям" о своей карьере кочегара, о рецепте разрешения аферы "Елита-Центр" и о... покупке украинского секс-символа Ольги Сумской.
"Я столяром начинал, и кочегаром был... "
- Лев, объясните, почему вы избрали своим кандидатом в мэры Ольгу Сумскую?
- Ольга приняла самостоятельное решение о баллотировании в мэры в результате многочисленных встреч с киевлянами. Естественно, мы поддержали ее, поскольку наш блок не устраивает ни один из возможных претендентов, объявивших о своем участии в выборах. Одни не видят стратегического развития Киева, другие - слабо ориентируются в вопросах управления городом.
- Если вы намекаете на Кличко, так разве он худший "хозяйственник", чем Сумская?
- Виталий - выдающийся боксер, герой нации, но, к сожалению, он так и не собрал вокруг себя публичную команду профессионалов, и ему будет тяжело сориентироваться в проблемах города. Вместе с тем Сумская, которую формально также нельзя назвать опытным хозяйственником, имеет достаточно точное представление о социальных, культурных, образовательных, медицинских проблемах столицы и у Ольги есть команда. Она занимается социальными программами, связанными с детской беспризорностью, незаконной застройкой Киева. Вдобавок, Ольга является, по сути, лицом Киева, его символом, и ее моральные качества и общественный авторитет позволяют ей претендовать на такую высокую должность.
- Вы действительно считаете, что хорошая актриса может стать эффективным мэром?
- Существует немало ярких примеров, когда творческие люди становились успешными политиками. Всем известно, что фамилией одного из актеров-политиков назвали новую эффективную экономическую теорию - рейганомику. Кроме Рейгана вспомните хотя бы губернатора Калифорнии Шварценеггера. К тому же, "Киев - европейская столица" - сильная команда, готовая решать самые сложные задачи. Мы поможем Ольге Сумской быстро освоиться на новом посту. А она, поверьте, умеет руководить... И что немаловажно, нам не стыдно предложить киевлянам именно ее кандидатуру.
- Как вы отвечаете тем, кто называет Сумскую вашей любовницей и считает, что вы ее купили?
- (Смеется.) Не вижу необходимости опровергать сплетни. Ольга принципиальный человек, сформировавшаяся личность, и ее согласие войти в первую пятерку нашего блока прежде всего - ее личный выбор. Деньги здесь ни к чему. И вообще Сумскую купить невозможно.(Задумался.) Хотя я купил Олю: идеей превращения Киева в европейскую столицу.
- А вы бы доверили актрисе управлять своей компанией?
- Поверьте, у нас в компании много творческих людей занимают руководящие должности. Возьмите хотя бы известного архитектора Андрея Миргородского, который вопреки творческой специальности является эффективным топ-менеджером. А я, например, столяром начинал, и кочегаром был. И это не помешало компании "XXI - Век", главой наблюдательного совета которой я являюсь, первой в Украине в таком крупном объеме разместить свои акции на Лондонской бирже и привлечь в Киев 139 млн. долларов инвестиций. Не имея опыта ресторатора, я с друзьями создал сеть популярных ресторанов. Так что все в этой жизни относительно...
"Даже в начале 90-х, во времена тотального рэкета и бандитизма, у меня не было так называемой "крыши"
- Лев, существует мнение, что предпринимателю депутатский мандат необходим прежде всего для "крышевания" собственных бизнес-интересов...
- У меня даже в начале 90-х, во времена тотального рэкета и бандитизма, не было так называемой "крыши". В мои рестораны порой заходили местные бандиты, человек 30-40, занимали все столики, заказывали, а после разворачивались и уходили, не заплатив. И я один ничего не мог им противопоставить, поскольку к власти обращаться было бесполезно. Однако мои принципы не разрешали мне "решать вопросы" c "крышами". И сегодня мне не нужна никакая политическая поддержка. Я принципиально разделяю бизнес и политику. В Киевсовет наша команда идет, чтобы изменить общие правила игры. Мне бы хотелось, чтобы Киев развивался системно, а не стихийно. Я знаю, как достичь успеха, как создавать условия для мотивации людей и повышать производительность их труда. В моей компании работают 14 тысяч сотрудников, которые уже сегодня получают среднюю зарплату в 400-600 долларов. Каждый год она возрастает. Мы знаем, как за три года довести среднюю зарплату по Киеву до 3000 гривен.
- Что для этого нужно?
- Инвестиции, новые рабочие места и конкуренция - три кита рыночной экономики. И нам не нужно придумывать собственный велосипед. Скажем, сегодня наша компания начала строительство мощного торгового центра в Киеве, на бульваре Перова, где мы создадим свыше 10 тысяч новых рабочих мест со стартовой зарплатой от 300 до 500 долларов. И это лишь один объект. Не исключаю, что таких объектов будет с десяток, а это уже свыше 100 тысяч новых рабочих мест. В таких условиях спрос на квалифицированную рабочую силу будет возрастать и людям, соответственно, будут предлагать более высокую зарплату.
"Моя компания перечислила миллион гривен жертвам "Элита-центра"
- Лев, известно, что ключевой сферой вашего бизнеса являются инвестиции в недвижимость. Существует мысль, что к власти опасно допускать представителей так называемого "строительного клана"...
- Я не считаю себя таковым, поскольку наша компания подходит к созданию проектов творчески, делая Киев красивым и комфортным для жизни. Именно поэтому все свои объекты мы сдаем своевременно и качественно. Вместе с тем скандал с мошенничеством "Элита-Центра" - яркий пример системных ошибок в деятельности столичной власти, которая решает земельные вопросы непрозрачно, часто без конкурсов и вне контроля общественности. Я считаю, что земля в Киеве может выделяться лишь на конкурсной основе и только под конкретные инвестиционные проекты. Должна учитываться репутация организации, ее опыт и платежеспособность. Ведь сегодня 90 процентов земельных участков в столице отведены фирмам-посредникам. Не имея финансовых ресурсов, эти фирмы перепродают землю другим компаниям. Поэтому от мошенничества сегодня никто не застрахован. После прохождения в Киевсовет наша политическая сила будет настаивать на изменении этой системы. Должна быть введена персональная ответственность чиновников, которые утверждают подобные земельные решения.
- Какие вы видите пути решения проблемы инвесторов "Элита-Центра"?
- Городская власть должна взять на себя ответственность за эту аферу перед всеми пострадавшими, поскольку она обязана была предусмотреть подобное развитие событий. Людям должны быть компенсированы убытки. Для этого необходимо создать специальный фонд. Люди, которые пострадали от аферистов, принадлежат к среднему классу. Это менеджеры, юристы, финансисты, журналисты. Все они - будущее Киева, его золотой фонд. Обмануть этих людей сегодня - означает поставить под угрозу развитие города.
- Сейчас немало политических сил наперегонки пиарятся на беде этих людей. Не боитесь стать с ними в один ряд?
- Действительно, каждый день появляются общественные приемные, "горячие линии" и юридические консультации. Но за этой пеной не последовало ни единого реального шага, а после выборов интерес большинства политиков к этой теме вообще спадет. В отличие от популистских решений, наша компания "ХХI - Век" перечислила пострадавшим инвесторам один миллион гривен .
- Однако уже сегодня вашу инициативу некоторые расценивают как подкуп избирателей: ваш коллега, депутат Киевсовета, подал на вас в суд по этому поводу.
- Иск в наш адрес иначе как абсурдом назвать не могу. Ведь никто не виноват, что афера с обманом тысяч людей совпала с избирательным процессом. Я ж не могу сказать пострадавшим людям: "Ребята, извините, тут на меня в суд подали, я не буду вам помогать до выборов". Я всегда отвечал за свои поступки. Главное, чтобы людям, брошенным на произвол судьбы, отчасти стало легче.
Киевские ведомости