Главный вывод, следующий из предварительных результатов парламентских выборов, прост и незатейлив: народ недоволен президентской властью. Конечно, не в таких масштабах, как в последние месяцы президентства Леонида Кучмы, когда рейтинг главы государства укладывался в несколько процентов. Однако степень недовольства достаточна для того чтобы голосование украинцев 26 марта назвать протестным.
Третий результат в избирательной гонке-2006, установленный пропрезидентским блоком, стал холодным душем, пролившимся на головы «нашеукраинцев». Почти пустой пресс-центр «Нашей Украины» в ночь с воскресенья на понедельник и отмененные пресс-конференции ее лидеров красноречиво засвидетельствовали то смятение, в которое провластную команду повергли результаты экзит-поллов.
Картина электоральных предпочтений, которую в течение вчерашнего дня обновляла Центральная избирательная комиссия, принципиально не отличалась от той, что была «нарисована» социологами. Желтая майка лидера, как и прогнозировалось, досталась Партии регионов. Внушительные 27% голосов, по предварительным данным, полученные «регионалами», кое-кем из наблюдателей были восприняты как реванш Виктора Януковича за проигрыш на президентских выборах. И с ними можно было бы согласиться, если бы не факт: многие избиратели, отдавая предпочтение Партии регионов, голосовали не столько за нее, сколько против «оранжевых». А если к тому же вспомнить, что на выборах-2004 показатель Виктора Януковича составил 44%, то аргументов у носителей реваншистских настроений убавится еще больше.
Следует также признать, что на этих выборах власть оказалась в интересном положении. У нее образовалась не только внешняя оппозиция, чью электоральную базу составили жители южных и восточных областей Украины. Львиную долю голосов потенциальных симпатиков у пропрезидентского блока отобрала внутренняя оппозиция власти — Блок Юлии Тимошенко.
Кто-то может опечалиться тем, что к зафиксированному президентскими выборами расколу электората на две части, добавился еще один, состоявшийся внутри «оранжевого» лагеря». А кто-то порадоваться по поводу того, что суммарный результат двух частей некогда единой команды оказался все же выше, чем у «бело-голубых». Однако протестное голосование прослеживается и при сопоставлении цифр, отражающих электоральные симпатии к БЮТ и «НУ».
Важной особенностью состоявшегося праздника всенародного волеизъявления можно считать то, что он не был омрачен традиционным использованием административного ресурса, массовыми фальсификациями и прочими проявлениями антидемократического характера. Правда, полностью вытравить тягу наших людей к экстриму, как оказалось, невозможно. Согласно вчерашнему заявлению руководителя Комитета избирателей Украины Игоря Попова, в день голосования «зафиксирован весь спектр всевозможных фальсификаций: попытки вбрасывания бюллетеней, «карусели», покупка и уничтожение бюллетеней, голосование избирателей без открепительных удостоверений». Однако масштаб их применения был абсолютно незначительным и направлены они были преимущественно на подтасовку местных выборов. Так что смело можно утверждать: новый состав Верховной Рады выбирался честно и открыто. И касается это не только самого дня голосования, но и всей избирательной кампании, предшествовавшей ему. Для потерпевшей поражение действующей власти это может служить утешительным призом: нынешние выборы обещают быть признанными самыми честными и демократичными в СНГ за последний десяток лет.
Продемонстрированы и значительные подвижки на пути к структуризации украинского общества. При 45 участниках избирательного забега трехпроцентный барьер с вчера преодолевали лишь пять. Расчет малорейтинговых политических сил на то, что разочарованный как во власти, так и в оппозиции электорат, вынужден будет голосовать за компромиссных персонажей, не оправдался. Народный блок Владимира Литвина, находящийся на грани попадания в новый парламент, не справился с избранной им самим ролью третьей силы. Рейтинг Владимира Михайловича зиждился на его образе миротворца, не дающего «сойтись в рукопашной» двум оппонирующим сторонам. Но то ли потому, что накануне выборов не было откровенно взрывоопасных ситуаций и, как следствие, работы для «голубых касок», то ли из-за существенной поляризации электората, предпочитающего уже знакомые цвета, «бирюзовый» блок спикера не получил ожидаемого результата. Вместе с блоком «Пора-ПРП», политической силой Наталии Витренко и «Віче».
Предметом для размышлений может послужить и результат, полученный Коммунистической партией Украины. Колеблющееся возле 3,5% количество приверженцев коммунистической идеи, проявившихся на этих выборах, говорит о печальных перспективах партии Петра Симоненко. На парламентских выборах 1998 года КПУ собрала 24,6% голосов, получив 111 депутатских мандатов. В 2002 году — около 20% (63 места в парламенте). Теперь отряд верных ленинцев в ВР, надо полагать, сократится до 15-20 «штыков». При сохранении этой тенденции, в Верховной Раде, которую нам предстоит избирать в 2011 году, представителей КПУ уже может не оказаться. Однако это вряд ли следует расценивать как тот факт, что в структуре украинского общества произошли серьезные перемены. В нем по-прежнему сильны левые идеи и настроения. Бывшие сторонники Компартии, похоже, пополнили ряды избирателей Партии регионов, БЮТ, блока Наталии Витренко. Иначе чем объяснить то, что уменьшение показателей КПУ не привело к увеличению их у «Віче», «Поры-ПРП» и других политических сил, «охотящихся» за голосами среднего класса?
Однако до выборов-2011, как, впрочем, и до президентской кампании 2009 г. еще далеко. Именно это обстоятельство должно благоприятно сказаться на работе новоизбранного парламента. У народных избранников, среди которых уже сегодня можно разглядеть потенциальных участников следующих президентских выборов, не будет искушения немедленно начать работать на свой имидж, позабыв, как это водится, об интересах страны и налогоплательщиков. Конечно, не приходится рассчитывать на выполнение того вороха обещаний, которые обильно раздавались избирателям во время нынешней кампании. Есть определенная надежда на то, что популизм, столь модный нынче в отечественном политикуме, будет заменен на куда более рациональные и эффективные для украинской экономики подходы.
Еще уверенно можно говорить о том, что разгон новой Верховной Раде не грозит. Президент и его окружение сколько угодно может пугать парламентариев, но решится на перевыборы вряд ли. Итоги местных выборов, судя по всему, лишь повторят расклад сил, нарисовавшийся в новом парламенте. А это значит, что на местах власть будет под контролем у ее оппонентов. Внеочередные выборы ВР, если таковые будут назначены, принесут провластной команде еще больше разочарования, чем нынешние.
Экономические известия