Один из спикеров Партии регионов Игорь Шкиря в беседе с корреспондентом "Экономических известий" не отрицал, что представители разных политических сил "в неформальной обстановке встречаются и обмениваются мнениями" на тему будущей парламентской коалиции. "Иногда такие встречи некоторым образом меняют мировоззрение", - заметил наш собеседник. Об изменениях в мировоззрении "регионалов" Игорь Шкиря рассказал в интервью "ЭИ".
- По нашей информации, в Секретариате Президента уже пришли к выводу о неизбежности создания коалиции "Нашей Украины" с Партией регионов. Чем бы вы оправдали такой вариант парламентского большинства?
- О возможности такого альянса политики узнали за месяц-полтора до выборов от политологов и журналистов. Вряд ли это нравится избирателям - как нашим, так и наших оппонентов, - но сегодня невозможность одноцветной парламентской коалиции уже практически очевидна. Поэтому блок ПР с "НУ" вероятен хотя бы с арифметической точки зрения. Кроме того, парламентское большинство, идущее вразрез с пропрезидентской силой в ВР, пусть даже и маленькой, не будет способствовать консолидации страны. Оно будет мешать экономическому развитию государства. По каким еще причинам Ющенко не хотелось бы сегодня иметь своим партнером Тимошенко? Какой она премьер, она уже показала, это я даже комментировать не буду. Она однозначно дала понять также, что видит себя - причем в ближайшее время - первым лицом страны. К слову, именно Тимошенко ощутимо "надкусила" электорат Владимира Литвина, отняв у него тем самым шанс попасть в будущую Раду. Он пострадал от нее больше всех, хотя она отобрала голоса и у Мороза - в центре, и у "Нашей Украины" - в центре и на западе. Допустим, жизнь заставит Президента и "Нашу Украину" объединиться с Юлей, пойти, разумеется, на выполнение всех ее условий, то есть выдвинуть ее от помаранчевой команды в премьеры с огромными полномочиями. Задвинуть Тимошенко обратно не будет никакой возможности! Уж она-то задействует все рычаги...
Думаю, у социалистов Тимошенко тоже вызывает гораздо более сильные отрицательные эмоции, нежели Партия регионов с ее имиджем, к формированию которого приложили руку и они в том числе.
- То есть будущее парламентское большинство сформируют Партия регионов, "Наша Украина" и социалисты?
- Гипотетически - это вероятно. Что еще важно, и о чем сегодня, кроме нашей партии, никто не говорит: а как прошли выборы в регионах? Какие расклады будут в местных советах? Чьи будут гор- и облсоветы в городах-миллионниках? Кто получит там "контрольные пакеты"? "Подавляющие пакеты"? Под чьим контролем окажется основная часть Украины, приносящая стране экономический доход? С учетом совпадения результатов парламентских выборов и местных, можете предположить... Давайте формировать коалицию, исходя из всего этого.
- Что может быть базой для компромисса между "регионалами" и властью? К примеру, обещание власти создать благоприятные условия для бизнеса - может?
- Власть вообще не должна лезть в бизнес! Бизнес должен иметь возможность развиваться самостоятельно, все должно быть абсолютно прозрачно и конкурентно. А где мы с вами видели отчеты о движении государственных денег? Нигде! А должен быть сервер государственных закупок, сервер бюджетных поступлений, сервер бюджетных отчислений, чтобы каждый гражданин мог все это видеть. И оппозиция - прежде всего, кто бы ни был в оппозиции. Необходима также нормальная налоговая реформа - в кратчайшие сроки. Должна быть вменяемой государственная кадровая политика. Этот перечень можно продолжить.
- Каковы будут ваши условия потенциальным партнерам? На том, чтобы кандидатура премьера была от Партии регионов, намерены настаивать?
- Мне нравится подход, который озвучил Александр Мороз: при формировании любой коалиции приоритетное право на выдвижение кандидатуры премьера имеет участник, набравший большее количество голосов. Плюс Президент не имеет права не поддержать эту кандидатуру. Поэтому в любой из конфигураций право на премьерский пост - наше. ПР вряд ли объединится с БЮТом, а все остальные проходящие в Раду силы набирают гораздо меньше, чем мы. То есть этот вопрос как бы заранее решен, и другим участникам коалиции придется принять это как данность. Хотя и эта тема может стать предметом обсуждения.
- Какими принципами не сможете поступиться?
- Относительно НАТО: мы не пойдем ни на какие сговоры ни с кем без Всеукраинского референдума. То же касается русского языка. Во всяком случае, эти вещи тоже должны быть темами для переговоров. Там, где может быть проявлена гибкость - сроки и т.п., мы готовы ее проявить, и ждем того же от своих потенциальных союзников.
- Станут ли предметом обсуждения претензии власти к некоторым членам вашей партии, дела, которые были возбуждены и до сих пор не закрыты, - в частности дело Колесникова?
- Нет. Одно из наших принципиальных требований - это отсутствие каких-либо политических репрессий со стороны государства. По отношению к оппозиции, к бизнесу, к кому бы то ни было. После формирования парламентской коалиции и нового Кабинета министров, я полагаю, переформатируются все правоохранительные структуры. До сих пор ведь существуют ситуации, когда уголовные дела не закрывают, при том, что никто - ни МВД, ни Генпрокуратура - не доказал наличия в них состава преступления. А торговаться - вы, мол, закройте какое-то уголовное дело, тогда мы в свою очередь... Партии-победителю выборов так себя вести несолидно. Даже если мы будем и в оппозиции.
- Механизм формирования парламентской коалиции в Конституции не прописан. Где гарантия, что в случае заключения коалиционного договора он не окажется очередным "джентльменским соглашением"?
- Никакой гарантии. Думаю, условия создания парламентского большинства должны быть четко прописаны, возможно, и в Конституции. С жесткой ответственностью каждой из сторон, - чтобы нельзя было спровоцировать какие-либо кризисы, разрушительные процессы, особенно в преддверии выборов.
- То есть Партия регионов будет инициировать внесение в Основной Закон соответствующих изменений?
- Обязательно. Это произойдет не завтра, и не послезавтра, но рано или поздно жизнь заставит нас это сделать.
"Экономические известия".