Только что закончившиеся выборы убедительно показали, что цетральная власть окончательно потеряла доверие избирателей. Непродуманная внутренняя и внешняя политика, проводимая ею, ещё более разъединила страну, но уже не на две, а на три части.
Сегодня на карте Украины белосиний цвет доминирует попрежнему на востоке и юге, чисто белый с сердечком – заполонил север и в центр, а оранжевый сохранился только на крайнем западе (точнее в трёх областях Галичины и примкнувшем к ней Закарпатье). По сути в стране появилось три лидера - Виктор Янукович, Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко.
При этом последний, сделавший ставку на блок «Наша Украина» под лозунгами «Так», «За Ющенко», «Не зрадь Майдану», - проиграл, как говорится, «в чистую». Это надо суметь, чтобы всего за год с небольшим своего руководства страной наломать столько дров, получив поддержку всего 13,9 процентов избирателей.
Его положение ещё более осложняется с возвращением в большую политику команды БЮТ во главе с напористой Юлией Тимошенко, которая по своим показателям и силе духа намного превосходит Президента. Все понимают, что именно она будет мотором намечаемой оранжевой коалиции. Именно она «будет строить всю «оранжевую команду», продолжая ставить на место непокорный юго-восток.
Но страна уже избавилась от оранжевых иллюзий. Первое место, которое уверенно заняла Партия регионов, демонстрирует то, что избиратели разочаровались в идеалах Майдана, лидеры которого так и не выполнили многих своих обещаний.
К сожалению, расстановка сил в новом парламенте довольно запутанная и вряд ли избавит страну от раздирающих её противоречий изнутри и мощного давления извне.
Мало кто мог бы представить, что всего через пятнадцать месяцев после того, как в силу ряда обстоятельств Виктор Ющенко достиг вершин власти, ему - триумфатору тех дней - придется бороться за политическое выживание.
Собственно, Виктору Ющенко, как президенту ничего не грозит. Тем не менее, если ему не удастся перебросить мост через пропасть, возникшую между ним и значительной частью «оранжевых» (прежде всего, с непредсказуемой Юлией Тимошенко, некогда премьер-министром его правительства), президент попадает в крайне двусмысленную ситуацию: придётся публично признавать свою близорукость, извиняться за допущенную им ошибку - увольнение Главы правительства, достойную чуть ли не Нобелевской премии по экономике.
Центральной власти, действительно, сегодня нелегко, потому что она продолжает ошибочно считать нашу страну мононациональной, одноязычной, с однотипными религиозными предпочтениями в регионах. Она в первую очередь поддерживает представителей национально озабоченной интеллигенции (особенно львовской), борющейся только за украинскую культуру и один язык. Но если всерьез сбудется все, чего они хотят, то почти половина населения будет искренне, мягко говоря, не любить нашу страну.
Ещё одно подтверждение этого - сокрушительное поражение на выборах блока Костенко – Плюща, не набравшего даже двух процентов. А ведь более стойких и последовательных борцов за права титульной нации в стране, пожалуй, трудно найти. Не случайно, что их обошли коммунисты и блок Натальи Витренко.
В средствах массовой информации появились тревожные публикации, которые могут поставить вопрос о введении цензуры или принятия каких-либо репрессивных мер хотя это никак не вяжется с нашим курсом на всемерное развитие демократии. Такие материалы заставляют граждан анализировать, думать, искать выхода из создавшегося положения. Среди них есть и спорные, но их демонстративное игнорирование только усугубит сложившуся ситуацию.
В заключение, приведу один пример: в материале киевского журналиста К. Крысака «Сохранится ли единая Украина?» утверждается, что «В расколе Запада и Востока нет правых и неправых. Здесь есть две отдельных правоты, каждая из которых подходит для половины страны и столь же неприемлема для другой половины. Галичина, несомненно, права в своем устремлении на Запад. Но это правота Галичины, а не восточных регионов. Их правота в ориентации на восток, как и Крыма. Если в стране две правоты и два языка, то форсирование любой правоты вызовет ответную реакцию с другой стороны. По большому счету у нас сейчас два отдельных народа, которые не слышат один другого. Каждый из этих двух народов смотрит свои телеканалы и выбирает свои газеты».
С автором этих строк, естественно, можно не соглашаться, спорить, приводить другие примеры из мировой практики. Но как объяснить, что сегодня одна часть страны рукоплещет 5-ому каналу телевидения, считая его самым честным и правдимым, а вторую он откровенно раздражает.
Над этим, пожалуй, стоит всем нам, господа-товарищи, очень серьёзно задуматься и, главное, сделать правильные выводы: как найти пути сближения западных и восточных регионов, как не допустиь развала страны (неважно каким способом: культурный развод, как чехи в своё время развелись со словаками или, упаси нас Бог, развод по-югославски со всеми его «прелестями). А может вариант федеративного устройства страны всё же перспективнее нынешнего твёрдолобого курса, который ведёт нас в НИКУДА?
Юрий Анисимов,
Партия регионов