Как всегда, когда президент оказывается в затруднительном положении, всплывает тема конституционной реформы. В смысле – ее ликвидации. Ведь как было бы хорошо, если бы все нити руководства страной держал в руках один человек – Виктор Ющенко. А так все-таки приходится считаться с лидерами парламентских фракций и, что самое противное, с Юлией Тимошенко, чей блок выиграл в номинации "первый среди оранжевых", опередив партию власти. Неудивительно, что в последние дни работы уходящего парламента вновь всплыл вопрос о приведении к присяге судей Конституционного суда…
Эпопея эта носит затяжной характер: ВР пытается "назначить" свою часть судейского корпуса КС не первый и не второй раз. Но все попытки создать в Конституционном Суде президентско-парламентский баланс до сих пор оканчивались провалом.
Напомним вкратце историю вопроса: с прошлого года Конституционный Суд Украины является недееспособным, поскольку большинство судей сложили свои полномочия. Руководствуясь старой восточной мудростью "если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе", в ноябре 2005 года троих судей КС избрал Съезд судей Украины, еще троих назначил президент. Однако, даже имея полный комплект, КС все равно не может начать свою работу: поскольку его члены обязаны принести присягу в парламенте. Виктор Ющенко уже не раз обращался к депутатам с просьбой исполнить свой долг. Даже посвятил этому вопросу абзац в своем обращении к парламенту. Но энтузиазма у народных избранников это не вызвало – слишком велики ставки, чтобы вот так, за здорово живешь, пойти на поводу у главы государства, которому не достает полномочий. Поэтому последняя попытка решить "присяжный вопрос" была предпринята в январе нынешнего года и, как всегда, оказалась безрезультатной: не более сотни народных избранников согласились с предложением Виктора Ющенко об ускорении работы конституционного органа.
Причина такой демонстративной блокады, как вы понимаете, очевидна: налицо перспектива отмены через Конституционный Суд политической реформы, которая вступила в действие с 1 января 2006 года и превратила парламент в центр принятия политических решений, ограничив при этом возможности президента. Не удалось реализовать этот сценарий и в феврале. Ну, и уж тем более безрезультатной оказалась вчерашняя попытка "наполнить" КС содержательно-практическим смыслом. Кто бы сомневался: уходящая Верховная Рада не столь лояльно настроена по отношению к Виктору Ющенко. Тут смешалось все: от желания напоследок "отомстить" по всем возможным направлениям до учета перспектив будущих взаимоотношений парламента и президента: все-таки в новую ВР попало более 160 "ветеранов" – депутатов прошлого созыва. Опять же чрезвычайно важно, кто станет спикером новой Рады – именно этот политик окажется главным "конкурентом" Виктора Ющенко.
К слову, "крестный отец" политической реформы Александр Мороз уже заявил, что нельзя допустить ее отмену: "Опасное для Украины желание – заблокировать политреформу – приведет общество и государство к диктатуре. Именно с этой целью, вопреки решению парламента от 14.12. 2005 года навязывается необходимость срочного приведения к присяге судей КС. Вне всякого сомнения, Конституционный Суд надо создавать как можно скорее, но не для того, чтобы давить на него, добиваясь авантюрных решений, отклонения закона о внесении изменений в Конституцию Украины. Введение этого документа в действие приостановит попытки его отменить, а это возможно только с началом работы ВР пятого созыва: так предусмотрено в Конституции. Еще раз заявляем: ревизия политической реформы не пройдет".
Естественно, эти слова сразу вызвали бурю эмоций на Банковой. Руководитель управления по юридическим вопросам Секретариата президента Николай Полуденный сказал, что заявление Мороза является "демонстрацией недоверия, тем более той партии, которая входит в коалицию". "Это демонстрация неуважения. Это моя личная точка зрения, и я думаю, что, став на такую дорогу, мы не имеем перспективы видеть стабильность и динамику развития Украины", – пояснил он. Анатолий Матвиенко, замглавы Секретариата с ним солидарен: "КС обречен защищать Конституцию Украины, это его долг. И если все правильно, то чего боится господин Мороз? А если неправильно, то почему так себя ведет господин Мороз? Президент не имеет никакой предвзятости, но президент не может запретить кому-либо из субъектов, имеющих право обращаться в КС, направить такое представление. Это уже не демократия".
Правда, лидера социалистов, давно и прочно вставшего на путь конституционного реформирования, этими заклинаниями не переубедишь, поскольку для Сан Саныча политреформа – это смысл политической жизни, и он скорей покинет коалицию, чем согласится даже подумать об отказе от собственных убеждений. На это и рассчитано. Не исключено, что предложения подумать о ревизии К-реформы являются одним из способов вынудить социалистов отказаться от парламентского союза с "Нашей Украиной" и выдавить СПУ в оппозицию, к Партии регионов. При этом пост спикера отдать кому-то из пропрезидентского блока: например, Николаю Мартыненко или Роману Безсмертному, а должности в правительстве, закрепленные за социалистами, – представителям БЮТ, если все-таки будет принято решение строить чисто "оранжевую", а не широкую, "бело-голубую" коалицию. Несложно заметить, что накал негодования Юлии Владимировны понемногу спал, она больше не уличает НСНУ в предательстве идеалов Майдана, а ведет себя тихо-мирно. Это и настораживает.
Как и то, что в канцелярии Ющенко сегодня формируется мнение о том, что, приводи или не приводи к присяге судей КС, а если появится желание "пересмотреть" политреформу, то способы для этого всегда найдутся. С одной стороны, это ответ на вчерашнюю блокаду парламента, вновь отбившего "присяжный вопрос". С другой – сигнал того, что президентское окружение снова всерьез задумалось о методах возвращения Ющенко всей полноты власти. Причин для этого скоромного желания несколько: от контроля над парламентом до возможности прямо влиять на формирование Кабмина и назначение премьера. Будь Ющенко Кучмой, он мог бы не реагировать на премьерские устремления Юлии Тимошенко, а в новых условиях с победой БЮТ приходится считаться. В конце концов, нельзя же до бесконечности затягивать объявление итогов выборов, после которых неизбежно придется вновь начать коалиционные маневры.
Надо признать, что первая попытка нарисовать структуру коалиции и обсудить кадровые вопросы оказалась для Ющенко и его команды неудачной. А вот вторая, видимо, будет проходить под аккомпанемент разговоров об "отмене" политической реформы. А то ведь что получилось? Как бы победившая вновь в 2006-м "оранжевая" сила (три партии Майдана в сумме набрали 37%) ничего не может сделать с побежденными, то есть с партией Виктора Януковича, которая отхватила треть парламентских голосов. Это не шутка, приходится учитывать мнение "бело-голубых" товарищей, даже несмотря на каждодневные аресты в Донецке бандитских группировок. В свою очередь, ПР ни на что не может влиять, не договорившись с противоположным лагерем. Проще говоря, ни "доны", которые прочно закрепляются в Киеве, ни "помаранчевые" силы не в состоянии собрать столько ресурсов, чтобы окончательно "размазать" своих конкурентов. Иного выхода, кроме как договариваться, просто нет. Или – Юля Тимошенко, снова взявшая премьерскую высоту и собирающаяся оттуда стартовать в президентское кресло.
Как говорят умные люди, уже сегодня надо работать над тем, чтобы никаких выборов в 2009-м не произошло: то ли Конституцию изменить, то ли на фиг отменить сам институт президентства, но не допустить столкновения Тимошенко и Ющенко с последующей победой сами понимаете кого. Не понимаете? Даем подсказку – это женщина. Любит костюмы от Вуитонна, спать на раскладушке, свою дочь Евгению, белый цвет, справедливость… Ага, въехали? Значит, станет ясно, и почему назрела необходимость "снять" реформу, позволяющую Тимошенко претендовать на премьерство, донецким на часть парламентско-правительственной власти, а Ющенко оставляющая внешним наблюдателем. Кроме того, при коалиционном подходе сложновато реализовать программу президента. Кто будет проводить "10 шагов навстречу людям", если в Кабмине будут люди Тимошенко, Мороза и даже Януковича? Конечно, можно подписать какой-то пакт, в котором отдельно оговорить, что новое большинство клянется поддерживать планы действующего президента. Хотя это, скорей, утопия, чем реальность. Но делать что-то надо, иначе, если ребята войдут во вкус, то парламентско-президентская республика станет девизом не только Александра Мороза. Некоторые уже понемногу начинают "расчухивать" преимущества такой модели управления.
Собственно говоря, существует несколько разновидностей "ликвидации" конституционной реформы, которые можно разделить на старые и новые. Старые относятся к эпохе премьерства Юлии Тимошенко, новые – к периоду после 1 января 2006 года. Напомним, что все попытки деносации реформы сводились к двум способам: обращение нардепов в Конституционный Суд (отпал по причине нетрудоспособности КС) и проведение референдума. Идея антиконституционного опроса, если кто помнит, принадлежала Александру Зинченко, которому на тот момент удалось трудоустроиться госсекретарем. Но и ее воплотить в жизнь сложно: все решает ВР, которая должна имплементировать итоги референдума. Допустим, народ может выразить полное "фе" принципам конституционной модернизации, но депутаты банально откажутся вносить эти поправки в Основной закон. И все, тупик. Таким образом, все общедоступные способы "ликвидации" последствий реформы – решение КС и плебисцит – являются устаревшими и морально, и физически.
Поэтому в "главном мозговом центре" президента родились новые предложения: отложить на время (до следующих президентских выборов) реализацию положений политической реформы. Мотив: реформа была силой навязана старой политической элитой новому президенту Виктору Ющенко, чтобы связать ему руки в реализации демократических реформ. Проще говоря, старая команда выработала и закрепила правила, по которым вынужден жить и работать новый лидер. Это в корне неверно, и поэтому у Виктора Ющенко и его политической силы ничего не получается ни в экономике, ни в политике, ни во внешней стратегии. Не этого ждали от него поверившие в Майдан, поэтому так сильно разочарование общества первым годом президентства, так низок уровень доверия к партии власти (13, 96%). Вывод? Если нельзя совсем отменить реформу (тот же Мороз станет грудью, да и Тимошенко не подведет), можно ее перенести. В этом весь Виктор Андреевич, который не любит и не умеет оперативно реагировать на кризисные ситуации, принимать моментальные решения. Как говорится, не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. А там видно будет: то ли ишак сдохнет, то ли падишах "навернется". Поэтому сейчас попытаются ввести промежуточный вариант политреформы – нечто среднее между парламентским правлением и президентским авторитаризмом. В итоге, из "тела" К-реформы вырываются следующие "куски":
– парламентское большинство имеет право на формирование правительства;
– за президентом сохраняется право на роспуск ВР при неформировании или распаде правящей коалиции. Это что-то новенькое: выходит, избранное сейчас правительство и премьер являются не временными, а слишком уж постоянными. Ведь если произойдет переформатирование коалиции и смена премьера, то у Ющенко есть возможность "расправиться" с такой ВР;
– президентские выборы-2009 рекомендуется совместить с референдумом по нескольким базовым вопросам конституционной реформы.
То есть, любой, кто бы ни вступил в борьбу за президентство четыре года спустя, до последнего момента не будет знать, что он получит: золотой ключик или, образно говоря, гаечный ключ в подарочной упаковке. Похоже, парламентская кампания-2006 так ничему и не научила "оранжевую" команду, которая свой главной целью видела и видит не борьбу за лучшее Украины, а борьбу с Юлией Тимошенко. Сначала все силы шли на то, чтобы не дать лидеру БЮТ занять второе место в парламентской гонке. Сейчас придумываются самые замысловатые комбинации, чтобы как-то увильнуть от назначению ЮВТ премьер-министром. Уже есть задел на завтра: как самим отменить политреформу быстрей, чем это сделает леди Ю, которой нужна вся полнота и широта президентской власти к тому времени, когда она выйдет на этот старт.
Версии.com