Премьер-министр Украины Юрий Ехануров, выступая на заседании Кабмина, подвел итоги экономического и социального развития Украины в I квартале 2006. Первое, о чем решил рассказать Юрий Иванович – вступление в действие политической реформы, которая усиливает парламент, и выборы 2006.
В свою очередь Ехануров отметил, что «в сложных условиях правительство и исполнительная вертикаль, в целом, справилась с заданием, которое поставил перед нами Президент. Нам удалось сохранить стабильность в стране во время напряженной избирательной гонки. При этом, невзирая на сложные внешние и внутренние политические условия, мы получили весной признаки общего оздоровления ситуации и первые ростки социально-экономического развития». Далее, Премьер-министр привел немного статистики: По его словам, общая сумма прироста местных бюджетов, которые они смогли самостоятельно распределять, достигла 11 млрд. грн. Удалось сохранить высокую планку доходов граждан. По результатам января-февраля реальный доход домашних хозяйств увеличился почти на 23%. В свою очередь, инфляция была выдержана в рамках предвиденных государственным бюджетом.
После описания побед правительства Юрий Иванович перешел к рассмотрению проблем Украины. И ключевым здесь является признание ситуации, о которой писали и говорили все, кто имеет хоть сколько-нибудь здравого смысла, а правительство упорно отвергало. Премьер-министр сказал, что Украина таки вынуждена будет перейти на мировые цены на импортный природный газ. То есть, цена в 95 долларов, которая является результатом сложного компромисса между «Газпромом» и «Нефтегазом Украины», - это уже не миф о победе Украины в газовой войне, а кратковременный компромисс, срок которого стремительно истекает. Цена 95 у.е. за 1000 куб. метров не соответствует мировым показателям, а смешивание туркменского газа с российским в компании «Росукренерго» - скоро «прикажет долго жить».
Ехануров, как опытный экономист и руководитель, прекрасно понимает, что это означает для Украины. По своим последствиям, откровенно сказал он, это сравнимо лишь с экономическим кризисом 1992-1993 годов: «Масштабы влияния (перехода на мировые цены за газ – ред.) на национальную экономику можно сравнить с либерализацией цен 1992-1993 годов. Именно поэтому, с учетом предыдущего опыта, мы должны сделать этот переход управляемым и наименее убыточным для населения». Припомнится, что этот опыт приходил к нам на протяжении 6-7 лет. Справились с этим кризисом мы, если так можно сказать, аж к 2000 году, во времена премьерства Ющенко.
Ехануров надеется, что у Украины еще есть время для структурной перестройки: „Новые ценовые условия газового импорта дают экономике Украины время для структурной перестройки”.
Как варианты возможного выхода из кризисной ситуации, Ехануров предложил: модернизацию энергоиспользования, расширение добычи собственного топлива – угля, электроэнергии, диверсификацию источников поставки в Украину нефти и газа, упорядочение лицензирования разведки и использования недр. Разработан и реализуется план мероприятий, направленный на сокращение нужды в природном газе за счет технологического обновления энергетического хозяйства.
Что касается общего оздоровления экономики, Ехануров предлагает работать в следующих направлениях – оздоровление системы внутренних цен на товары и услуги, которая сегодня деформирована из-за перекрестного субсидирования, льгот на энергоносители для отдельных категорий пользователей и взаимных задолженностей. Также предлагается обеспечить бесперебойное функционирование товарных рынков. Ехануров подверг критике государственную политику в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма, а также предложил пересмотреть подходы к контролю за деятельностью предприятий государственного сектора экономики.
Таким образом, накануне создания парламентской коалиции Украина находится в очень сложном положении, как в политике так и в экономике. Поэтому только грамотное сотрудничество власти и оппозиции позволит найти рычаги для решения кризисных проблем.
Андрей Украинец,
ELCOMART Политический процесс