Народный депутат парламента Украины нового созыва, политолог Дмитрий Выдрин анализирует процесс создания коалиции в украинском парламенте и дает прогноз отношений с Европой.
- Процесс создания оранжевой коалиции между "Нашей Украиной", БЮТ и социалистами затягивается. Пропрезидентская "Наша Украина" настаивает, что изначально необходимо согласовать идеологии трех политических сил. Однако известно, что между ними есть серьезные противоречия. Например, социалисты категорически против вступления Украины в НАТО и права собственности на землю, за что выступает "Наша Украина". На ваш взгляд, есть ли будущее у оранжевой коалиции?
- Знаете, я недавно был на выборах в Венгрии. У меня сложилось впечатление, что венгерские политики читают словари по политологии, а украинские, как и российские, в эти словари заглядывают очень редко. Если бы наши политики заглядывали в эти словари, то они прочитали бы там, что означает коалиция классических демократий. Коалиция трактуется в двух аспектах. В широком понимании - это совместная работа двух или нескольких политических сил во имя достижения единой цели. В узком смысле - это содружество двух или более политических субъектов для создания совместного правительства. Главное, что ни в широком, ни в узком определениях ничего не говорится об идеологиях. Потому что идеологии не являются препятствием для создания коалиций.
- На днях вы, как представитель БЮТ, принимали участие в круглом столе в Германии, где при обсуждении вопроса формирования украинской коалиции "Наша Украина" была оппонентом. У вас принципиальные противоречия?
- Наши оппоненты из "Нашей Украины" неоднократно заявляли, что невозможно создать коалицию, пока мы не согласуем идеологии. Но я хочу напомнить им о гегелевском понимании политики. Гегель писал, что в политике и праве главное телеология, то есть цели. Но наши украинские демократы, видимо, апеллируют к Марксу. Последний говорил, что главное - идеология, если есть родство идеологий, то потом можно придумать единую цель.
Как ни странно, но наши демократы больше марксисты, чем в свое время были сами марксисты. Поэтому они пытаются сделать невозможное - ведь по определению нельзя согласовать идеологии разных партий. В противном случае произойдет слияние партий, их будет не несколько, а одна. Партия остается партией до тех пор, пока у нее есть своя идеология. Бессмысленно согласовывать идеологии "Нашей Украины", БЮТ и социалистов. Тогда нужно будет сказать, что есть одна партия, как сегодня единороссы в России. Другое дело - цели. Их можно и нужно согласовать.
- Есть ли примеры таких идеологически разношерстных коалиций за рубежом?
- Есть. Например, в Венгрии дважды создавали коалицию социалистов и либералов. Первый раз - четыре года назад, и недавно во второй. Хотя изначально у них было много скептиков, как сегодня у нас в Украине. Скептики-постмарксисты говорили, что из такой коалиции ничего не получится, потому что эти силы не смогут привести к общему знаменателю свои идеологии. Эти силы даже не пытались этого сделать, что было правильным решением. Ведь они сделали главное - согласовали цели страны. В результате оказалось, что в постсоветсую историю Венгрии более прочной коалиции, чем между социалистами и либералами, не было. Поскольку эти силы друг друга дополняют. Беспредел либеральной экономики дополняется умеренной плановостью. Такое сочетание политических сил оказалось не химерным, а оптимальным.
- То есть "Наша Украина" просто затягивает время, требуя согласования идеологий?
- "Наша Украина" задает вопрос: как мы, правоцентристы, будем строить будущее с левым социалистом Александром Морозом и левоцентристкой Тимошенко? Но на самом деле, прекрасно, что эти коалиционные субъекты разные по идеологии. И не нужно никому уступать в идеологическом плане, нужно взаимно дополнять друг друга, но при этом иметь единую цель.
Но в украинской политике все поставлено с ног на голову. Никто не говорит про единую цель, а только про общую идеологию. Этим реальный путь заменяется на химерный. Я ответил нашеукраинцам, что, согласовывая идеологии сначала на одном, потом на другом уровнях (как они предлагают), в результате мы доразмножаемся до уровня мышей - этот процесс бессмысленный.
У меня возникает все больше опасений, что политики из "Нашей Украины" все же знают, что такое коалиция. Но делают наоборот, чтобы затянуть время, ожидая какого-то чуда. Но рано или поздно коалицию необходимо будет создать и назначить премьера. И с большой вероятностью премьер будет не из представителей "Нашей Украины". Чуда не будет, и Тимошенко, скорее всего, займет этот пост. Оттягивай, не оттягивай, а все равно Украина придет к европейскому варианту создания коалиции.
- Круглый стол в Германии, где обсуждали вопрос создания коалиции в Украине, имел широкий резонанс. О чем это говорит? И как процесс формирования коалиции может повлиять на европейское будущее Украины?
- Действительно, на этом мероприятии было больше 500 участников, среди которых депутаты Европейского парламента, бывшие европейские президенты. Странно, но "Регионы" и социалисты проигнорировали это. Признаюсь, меня приятно удивило такое количество участников - ведь в Украине на круглый стол по этой же теме приходит не 500, а 5 человек. О чем это говорит?
Естественно, Германия никогда открыто не заявит, что может стать лоббистом Украины. Но Германия тайно боится потерять Украину для своих партнерских проектов, как потеряла Польшу. Германия не хотела бы, чтобы Украина была сателлитом только одной страны, а хочет видеть нормального партнера. Германия не хочет отдавать Украину под влияние США.
Вообще, пример Польши для нас показателен. Многое зависит от того, есть ли сильный политический лидер. Так, в Польше произошла смена лидеров. Качинский не такой сильный, как был Квасневский. Последний был политиком от бога. Я подозреваю, что теперешний президент Польши - скорее случайная фигура, слабый политик. Это касается Украины. Если будет сильный лидер - на нас будут делать ставку. Если будет слабый лидер, то наши пресловутые черноземы ничего не будут стоить. Политический лидер - это бриллиант в обрамлении под названием страна. Если таким политическим лидером в Украине будет Юлия Тимошенко, то я убежден, что для нас откроются колоссальные возможности.
- Как БЮТ видит внешнеполитическое будущее Украины?
- У БЮТ есть несколько постулатов относительно внешней политики. Во-первых, Украина должна стать сильной страной. Для того, чтобы начинать играть в геополитику, нужно для начала нарастить "экономические мышцы". Ведь нельзя принимать участие в высшей лиге борцов с дистрофическим весом в 40 кг. Поэтому Украине необходимо довести себя до кондиции высшей политической лиги через "тренировки" и хорошее экономическое "питание" населения.
Второй постулат БЮТ во внешней политике - нельзя за народ решать судьбоносные вопросы. Любой геополитический шаг изначально необходимо проверять через референдум. Ведь в выборах народ участвует, поэтому он должен определять свое геополитическое будущее. Если встает вопрос о вступлении Украины в НАТО, то необходимо провести референдум, проинформировав народ заведомо о том, что из себя представляет НАТО. То же самое касается ЕС и так далее. Временные сроки вступления Украины в эти объединения зависят не только от нас самих. Никто в Европе вам не скажет о конкретной дате присоединения. У ЕС достаточно своих внутренних проблем, с которыми для начала необходимо разобраться. То есть проблема не только в том, что Украина слаба, но и в том, что Европа сама не знает своего будущего. Когда у нас заявляют, что Украина станет членом ЕС через 5 или 15 лет - это гадание на кофейной гуще.
- С лидером Тимошенко Украина быстрее будет двигаться в Европу?
- Я думаю, что с Тимошенко не Украина будет двигаться в Европу, а Европа будет приглашать к себе Украину. То есть будет не так, как сегодня, когда мы рьяно хотим, чтобы Европа нас пригласила. Украину с Тимошенко Европа сама рьяно захочет.
РОСБАЛТ