- 26 марта Юлия Тимошенко заявила, что представители отдельных групп из среды «Нашей Украины» старались вести переговоры с Партией регионов. Эта информация соответствует действительности?
- Переговорами их можно называть лишь в том случае, если бы они состоялись после обнародования результатов выборов. К тому моменту мы вели определенные консультации ради достижения предыдущих договоренностей или выяснения позиций каждой из сторон. Но вели мы их со всеми. Насколько я припоминаю, подобные консультации не прекращались и с Юлией Тимошенко. По крайней мере дважды они проходили на высочайшем уровне, в частности осенью 2005 года, когда Юлия Тимошенко лично приезжала к Виктору Януковичу в «Звездный» и вела разговор о возможности объединения двух политических сил.
Мы вели и ведем консультации с разными силами. И когда вторая сторона будет готова к тому, чтобы отвергнуть какие-то политические игры, ведь всем понятно, что стойкой «помаранчевой» коалиции не может быть в принципе, тогда такие переговоры будут иметь какой-либо результативный характер.
- В последнее время в некоторых СМИ начала появляться информация о том, что руководство Партии регионов уже договорилось об образовании коалиции с БЮТ на условиях, что правительство возглавит Юлия Тимошенко, а ПР достанутся несколько портфелей, в том числе и ее заместителей. Можете ли вы прокомментировать эту информацию?
- Таких результативных переговоров пока что не велось, и они бы выглядели не совсем логически и немножко смешно. Хотя когда Юлия Тимошенко заявляет, что она никогда, ни при каких обстоятельствах не будет объединяться с Партией регионов, то это смешно.
Но на сегодняшний день, если и состоится коалиция между Партией регионов и БЮТ, это будет коалиция «против», поскольку она будет иметь конституционное большинство, необходимое для импичмента. Такая коалиция может быть образована не под распределение должностей в правительстве, а под должности президента и премьер-министра. Но мы считаем, что не нужно втягивать Украину еще в одни выборы - это лишнее потрясение. Поэтому сейчас всерьез такой вариант не рассматривается. Хотя определенные консультации ведутся и в этом направлении. Если Юлия Тимошенко об этом не знает, то это ее проблемы.
- Все-таки готова ли Партия регионов на переговоры с БЮТ относительно формирования коалиции?
- Мы готовы на коалицию со всеми, однако, формируя коалицию, мы берем не только рычаги влияния, но и ответственность за экономические процессы, а Блок Юлии Тимошенко имеет большое бизнес-лоби, которое жестко заявило, что «экономика только им».
Мы уже видели, как работало правительство даже без этого лоби в 2005 году. Такой подход Партию регионов не устраивает. Мы готовы вести переговоры, даже относительно варианту мега-коалиции, однако такой вариант не выглядит реальным, так как на это не готов БЮТ.
- Понятно, что Партия регионов в случае коалиции с НСНУ поставит себя в довольно неудобную ситуацию на следующих выборах. Следует ли рисковать?
- Для нас политически удобным могло быть пребывание в жесткой оппозиции только при одном условии - если бы мы знали, что скоро состоятся внеочередные парламентские выборы и мы, в частности, взяли бы на себя ответственность спровоцировать приближение таких выборов. Тогда бы мы могли, демонстрируя все промахи власти, набрать свыше 50% голосов. Однако это не отвечает нашей позиции.
Теперь относительно позиции избирателей. Я часто бываю на Востоке, в базовых регионах для нашей партии, и там позиция избирателей совсем другая: «Как Партия регионов, которая набрала более всего голосов, может оказаться в оппозиции? Ведите переговоры, договаривайтесь, но вы должны быть в правительстве и заниматься экономикой». Причем я это слышал не на каких-то особенно подготовленных встречах, а от абсолютно случайных людей.
Если мы будем разыгрывать карту показательной оппозиционности, то это может оказывать содействие нам как партии лишь на короткий период - в условиях новых выборов. В другом случае наш избиратель этого просто не поймет. Хотя если нас вытолкают в оппозицию, то это воспримут, однако и тогда мы должны демонстрировать свою политическую волю, заниматься конструктивной работой, а не ограничиваться какими-то лозунгами и заявлениями.
Кстати, здесь можно проследить отличие в позиции наших избирателей и избирателей БЮТ и НСНУ: наши избиратели принципиально за то, чтобы Партия регионов шла в коалицию.
Почему? Из свыше 8 млн. людей, которые отдали свои голоса за Партию регионов, основная часть - это люди, которые работают на производстве. Такой экономический курс, который был в 2005 году, для этих людей - катастрофа. Они не могут себе позволить играться в политические игры «люблю - не люблю», в отличие от избирателей БЮТ и «Нашей Украины».
- Все ли группы влияния в Вашей партии готовы к коалиции с «помаранчевыми»?
- Есть разные среды, на основе которых создавалась наша партия. В партии, которые насчитывает свыше 1 млн. членов, не может быть абсолютной монолитности. Но мы только и слышим о каких-то группах влияния, каких-то хозяевах, о том, что партия разрывается изнутри - весь 2005 год только об этом и рассказывали.
В Партии регионов на сегодняшний день, поверьте мне, таких проблем нет. Когда я смотрю на среду, приближенную к Ахметову или Януковичу, то я не вижу между ними какого-то жесткого противостояния. Но если взять тех, кого формально разделяют на такие группы влияния, то я не вижу ни одной группы, которая бы была против коалиции с «Нашей Украиной». Есть часть людей, которые считают возможным проведение новых внеочередных выборов, а потому считают, что не следует идти в коалицию с «Нашей Украиной». Но это технологический момент, и он не касается политических принципиальных взглядов.
Вообще все те игрища между «помаранчевыми», что сейчас происходят, я мог бы охарактеризовать словами из названия произведения Андрея Кокотюхи: «Брачные игрища жаб». Как следствие, за последний месяц все больше и больше людей внутри Партии регионов, из разнообразнейшей сред, говорят: «Пусть они сами потанцуют на граблях, а мы отойдем вбок».
В Партии регионов есть единодушное понимание необходимости создания коалиции и скептицизм относительно ее реальности.
- Как Вы лично относитесь к проблеме двуязычия?
- Лично я еще во время выборов говорил, что моя позиция кое-как отличается от общепартийной. Я не являюсь приверженцем двуязычия. Государственным языком является украинский, а остальные имеют право на использование согласно ратифицированной Украине Европейской хартией региональных языков. Ее нормы - это очень близко к тому, что сейчас происходит в областных и городских советах на Востоке Украины.
Возможен вариант, который предлагал еще в начале 90-х мой отец - Вячеслав Чорновил. Он говорил, что надо вернуться к закону Украинской Народной Республики о языковых и культурных автономиях. Его положения недалеки от хартии. Согласно этому закону в отдельном регионе может быть несколько региональных языков.
Я являюсь противником того, чтобы навязывать всей стране какой-то один язык.
- В случае, если коалиция с «Нашей Украиной» будет создана, то какие портфели в правительстве могли бы заинтересовать Партию регионов?
- Мы об этом уже заявляли не один раз. Для нас есть два принципиальных пункта. Во-первых, партия, которая победила , предлагает на рассмотрение кандидатуру премьер-министра. Мы не требуем, чтобы этот человек был членом Партии регионов. Поскольку это должно быть правительство выхода из экономического кризиса, то кандидатура премьер-министра должна гармонировать с экономическим блоком. Возможно, это даже будет представитель НСНУ или нейтральный человек.
Во-вторых, пропорциональное представление в правительстве к количеству набранных голосов. Но в случае, если компетентность перевешивает кротовый принцип, то компетентность первичная. Если наши возможные партнеры предложат человека, который будет более компетентным, мы готовы пожертвовать своими квотами.
Основное, что нас интересует - это экономический блок, в частности должность первого вице-премьера, который курирует экономику и финансы, а также вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу. Дальше уже можно смотреть.
- В экспертной среде существует мнение относительно наличия определенных личных противоречий между Виктором Януковичем и Ринатом Ахметовым. Как Вы можете охарактеризовать их взаимоотношения?
- Я свыше полтора года уже слышу, как рассказывают о том, что Янукович и Ахметов грызутся между собой. Скажу откровенно: я этого не видел. Я видел людей, которые близкие к Ахметову, среди которых много и моих друзей, я знаю людей, для которых определяющей есть фигура Виктора Януковича, так как именно он в свое время их «вывел в мир». Но я не видел между этими людьми реальных противоречий. Если они и есть, то это уже такая конспирация, а эмоциональные вещи с такой конспирацией не делаются.
Мне кажется, что многим представителям Партии регионов навязывают те функции, которые не являются для них характерными.
Ринат Ахметов с помощью Виктора Ющенко пошел в конце концов в политику, хотя еще год назад заявлял, что его интересует только бизнес и футбол. Ему доказали, что если ты не хочешь заниматься политикой, то она займется тобой. На сегодня он лишь присматривается к этой «кухне» и каких-то личных амбиций не выдвигает. Ахметов не принимает участия в активных диспутах. Мне кажется, что у него есть достаточно самокритичности, чтобы понимать, что для того, чтобы командовать в политике, надо быть не менее компетентным, чем в бизнесе и промышленности.
Поэтому на сегодняшний день какого-то противостояния я не вижу.
- Если Виктору Януковичу не удастся сохранить свой личный рейтинг к следующим президентским выборам, кто еще может быть претендентом на высочайшую должность от Партии регионов?
- Об этом мы еще не говорили. О президентских выборах разговоров, даже кулуарных, уже много месяцев не было. Вообще называют много фамилий. Кто-то даже называет и мою, однако я считаю, что сейчас этот вопрос не на времени. В партии начнут об этом говорить лишь тогда, когда парламент начнет работать стабильно и не будет угрозы внеочередных парламентских выборов.
Интернет-репортёр