"Газета..." встретилась с главой подготовительной группы по коалиционному соглашению от СПУ. Парадокс, но даже главный по подготовке к созданию коалции человек еще вчера не был уверен, состоится демократическое объединение сегодня, или нет.
- Для начала, Иван Сидорович, такой вопрос: СПУ очень жесткую позицию по событиям в Феодосии заняла, вы требуете отставки Гриценко. Уже ходят слухи, что Соцпартия своего министра обороны хочет. Как на самом деле-то?
- Нет, это мелко, СПУ претендует на пост генсека ООН! Да никто ни на что не претендует, мы элементарно своих программных принципов придерживаемся. И здравого смысла - ведь то, что происходит сейчас в Феодосии, весьма портит имидж Украины, разжигает нездоровые страсти. Проблема ведь не в том, чтоб сотрудничать или не сотрудничать с НАТО, НАТО - это реальность. Я в свое время был в рабочей группе, мы ездили, общались с генсеком НАТО, мы за активное сотрудничество с Альянсом. А вот что до вступления - у нас есть свои соображения. Неразумно было бы сегодня ссориться с Россией. Это раз. А во-вторых - европейская система безопасности сейчас везде активно обсуждается, это живой вопрос. Мы предлагали совещание по этим вопросам провести в свое время, но Кучма тогда не захотел - это его проблемы... Так вот, мы не против НАТО, мы никого им не пугаем, но для Украины было бы логичнее видеть себя в контексте Европейской системы безопасности. А то, что происходит сейчас - так это министр обороны и президент демонстрируют полнейшее неуважение к законам Украины, к Конституции. Бывшая Верховная Рада согласия на присутствие иностранных вояк в Украине не давала, а раз не давала - так никакого другого органа с полномочиями дать такое разрешение просто нет. У президента такого права нет. А то, что Гриценко говорит - парламент 7-го числа даст добро - так это бред, есть регламент, по которому решение должно пройти проработку в комитетах, а комитетов-то у нас нет, сам по себе этот вопрос нельзя просто так вынести в сессионный зал. Это то же самое, что президент требует немедленно привести к присяге судей Конституционного Суда - так ведь по закону на присяге должны присутствовать президент, Глава ВР и премьер-министр - президент у нас есть, но спикера и премьера-то нет! То есть, «срочная» присяга будет недействительной! В политике напрямик ходить нельзя.
Так что ничего чрезвычайного в нашем заявлении нет, просто, пребывая на госслужбе, нельзя забывать, что существует определенный порядок, который нельзя нарушать.
- Давайте к коалиции. Там сейчас последние штришки вырисовываются, какие детали самые большие споры вызывают?
- О ребенке до того, как произошло зачатие, говорить бессмысленно.
- Так зачатие-то уже произошло вроде как.
- Соглашения до сих пор нет. 90% - там кто-то говорит уже готово - может быть, может быть... Сегодня рано говорить, что коалиция есть. Так же рано говорить, что коалиции нет. Я не уверен, что презентация коалиции все-таки завтра состоится. Надо пройти весь брачный процесс, чтоб зачатие все же состоялось. Я присутствовал на одном из этапов переговоров, и это все печально очень выглядело - все говорят об одном и том же совсем по-разному.
- Все-таки: какие основные разночтения по коалиции между СПУ, НСНУ и БЮТ?
- Конкретно у СПУ с «Нашей Украиной» и БЮТ разногласия по 15 пунктам, но самые важные - это НАТО и земля. Ну, и еще кто старше - курица или яйцо. Курица несет яйцо - значит, она старше. Парламент формирует правительство, значит, он главнее. Мы хотим, чтоб с коалицией все действия правительства согласовывались. А что до НАТО - решить должен народ, и какие б не были наши взгляды, мы покоримся его воле. Только решение это не надо принимать нахрапом... Что до земли - мы предлагаем адекватную альтернативу - пожизненная аренда с передачей прав по наследству. Мы не хотим делать из земли предмет торгов: иначе она окажется не в руках селян. Все земельные реформы, начиная с 1861 года, вели к тому, что земля уходила из рук селян либо к богатеям, либо к государству...
- А кто, все-таки, имеет право премьера предлагать?
- Наша мысль заявлена - политсила, набравшая внутри коалиции максимальное число голосов. И хотя у меня лично нет особых позитивных чувств и симпатий к известной кандидатуре, так должно быть... Тут есть другой аспект - «Наша Украина», оказавшаяся в меньшинстве, не может смирится с мыслью, что она уже не является главенствующей, командной силой. У них президент, они хотят командовать, но это бесперспективно.
- Ладно, на кого СПУ претендует?
- На пост Главы Верховной Рады. Наш расчет прост - у «Нашей Украины» президент, у БЮТ - премьер, у СПУ - спикер. Есть реальный расклад политических сил, и нет других консолидирующих моральных авторитетов, неконфликтных людей, кроме Мороза. Парламент очень сложный сейчас, и объединить его очень трудно.
- Говорят, сам Мороз спикером быть не хочет.
- Да, не хочет. Но кого тогда? Если Порошенко будет спикером - это постоянный конфликт Верховной Рады с Кабмином, Ехануров и Кинах - отличные аппаратчики, хорошие специалисты, но они годятся для исполнительной власти, они не парламентские организаторы. Хочет, не хочет... Надо!
- Интересно - насчет коалиционного регламента - вот если коалиция создана, всех назначили, а голосование по какому-нибудь закону не проходит - что тогда? Роспуск?
- Если у какой-то партии возникают возражения по поводу законопроекта, то он отставляется и вообще не подается на рассмотрение парламента, уходит на доработку. Тут все нормально, да и регламент не вечен - его можно будет дорабатывать. Плохо вот что: я, например, по профессии журналист, и мне не нравится, что наш регламент накладывает определенные ограничения - по поводу высказываний депутатов о процессах внутри коалиции. Я привык работать публично, для меня это неприемлемо - но я пока смирился: ведь надо творить коалицию, а не ссориться с остальными коалиционерами.
- Кстати, а вот если не все депутаты соберутся, 226-й не придет и забудет передать свою карточку для голосования - что, нет большинства?
- Не волнуйся, все отработано: в секретариате есть дубликаты карточек.
- Успокоили. А кто коалицией руководить будет? Руководящий орган, его формат?
- Руководящий орган коалиции - это три руководителя фракций.
- А президент? Предложения были...
- Да при чем тут президент? Это потуги «Нашей Украины» в явочном порядке вернуть президенту полномочия, которые у него были до Конституционной реформы. Но это нереально.
- Между прочим, Ющенко явно не терпится эту реформу отменить.
- Это невозможно, это надо государственный переворот совершить. Нормальный человек на такое не пойдет, хотя попытки, конечно, будут. Отменить можно было до Нового года - когда был закон, вносящий изменения в Конституцию. С Нового года этот закон утратил свою силу, ибо его положения стали телом Конституции. Ну, это разве что Конституционный Суд возьмет на себя смелость отменить Конституцию... Но это же безумие. Поезд ушел, менять Основной Закон может только Верховная Рада, суд тут ни при чем.
- К насущным проблемам - вы как работу Юрия Луценко на посту главного милиционера оцениваете? И его участие, хоть и косвенное, в скандале с Кузовкиным...
- Это было бы неэтично - оценивать работу своего однопартийца. Он приостановил свое членство СПУ, но на деле он социалист все-таки. Я думаю, что те претензии, которые к нему были, его неудачи - это издержки политического роста, а не личной позиции или некомпетентности. И, в принципе, он принадлежит к числу чиновников, которые пользуются одобрением народа. И президента.
- Он с президентом в последнее время очень сблизился, даже чересчур.
- Тут такое дело - министр внутренних дел - это предмет ведения не президента, а коалиции. Ющенко ошибается, утверждая, что все силовики - его креатуры, на самом деле, квота президента - министр обороны, министр иностранных дел и глава СБУ. Так что партия и коалиция будут решать дальнейшую судьбу Луценко.
- Так все-таки он кадровый резерв СПУ? Ваш человек?
- Наш человек.
- К кадровому вопросу - возвращение Горбулина, это что - кадровый голод у вас, демократических сил, начался?
- Горбулин - и. о. И. о.
- Но все-таки.
- В общем, да, некоторые кадровые назначения меня очень сильно удивили. Например, назначение дирижера оркестра губернатором Полтавской области. Валерий Асадчев - это ж дирижер, я ему в свое время предлагал два вагона дирижерских палочек.
- Ничего себе! Где ж вы два вагона взяли-то?
- Это целая история, потом расскажу. В общем, жизнь покажет. Меня, кстати, очень рассмешила демонстрация под Секретариатом президента в поддержку Жовтяка. Я Евгения как человека очень уважаю, он единственный из национал-демократов приходил на акцию «Украина без Кучмы», стоял с нами в оцеплении на Майдане. Но у него нет управленческого опыта, и те ошибки, которые он допускал, они и привели к такому финалу. Ему надо искать место для применения своих талантов в другом месте. Он был сильным членом бюджетного комитета. Если ты не можешь быть губернатором, зачем устраивать шоу? То же самое в Ровно, к этому сейчас идет в Тернополе. Нельзя назначать человека только потому, что он член партии. Вот я не могу быть министром здравоохранения и главным акушером-гинекологом Украины, я в этом деле ничего не смыслю, кроме того, что все мужики умеют. Надо реально свои силы оценивать. Все-таки, хоровой дирижер...
- Дался вам этот Асадчев! Вы лучше расскажите - вот, по поводу «Украины без Кучмы», где сейчас майор Мельниченко обретается?
- В Украине создалась реальная угроза его жизни и он уехал к семье.
- Это вы что, рапорт милицейский только что процитировали?
- Нет, все серьезно. Он был предупрежден и уехал, выжидает, пока угроза исчезнет, и тогда вернется - я говорил с ним, он очень хочет жить на Родине...
- А кто угрожает? Бывшие? Или Дрыжчаный с Медведько?
- Я не в курсе. Газеты там писали что-то...
- У меня последний вопрос - по оппозиции. Что вы им дадите?
- К этому вопросу есть несколько подходов - пропорциональный, это когда фракции получают комитеты исходя из количества мест в парламенте, и европейский - когда оппозиция получает контрольные комитеты, а провластное большинство забирает все остальные. Украина идет в Европу, а не в Азию. Мы им отдадим регламентный, по правам человека и нацменьшинств и один из правовых комитетов. Я думаю, им хватит. Плюс в каждом комитете, где глава из провластной фракции, замглавы будет из оппозиции.
- В итоге, Рада эта хорошо работать будет?
- Трудно сказать, состав таков, что больших урожаев она не взрастит... Но, глядишь, вдруг и дождик пойдет, и урожай нарастет...
Газета по-киевски