Бывший президент Украины Леонид Кравчук, рассказывает, как бы он поступил на месте Виктора Ющенко, и считает, что партии руководствуются не Конституцией и законами, а партийными программами.
- Что следовало бы сделать президенту Ющенко с такими неуступчивыми участниками коалиционных переговоров?
— Президент должен прекратить постоянно советоваться с ними. ”Оранжевая” коалиция имеет два основных изъяна: идеологические разногласия относительно развития государства и невероятные властные амбиции. Она не может быть прочной и быстро сформированной. Поэтому президенту следовало бы сказать: либо вы в установленные сроки будете работать, либо я распущу парламент.
А пока будут выборы, глава государства возьмет всю власть на себя. Сегодня только он является легитимной властью. Поэтому должен жестче отнестись к нарушителям законов и устоявшихся принципов. Их нужно немедленно увольнять с должностей. Ющенко должен показать ”жесткую руку”.
Знаю по собственному опыту: если чиновник почувствует, что безнаказанно можно нарушать закон... Все. Власти не будет. А в областях нарушают и законы, и Конституцию. Крым принимает решение о зоне без НАТО. Все молчат. Каким бы ни было мое личное отношение к НАТО, но есть закон и порядок.
- Как бы вы действовали на месте Ющенко?
— Немедленно пригласил бы всех ”оранжевых” переговорщиков — но не для дискуссии. Винский говорит, что Мороз должен стать председателем Верховной Рады. ”Наша Украина” отвечает — ни в коем случае. Какая же это дискуссия? Дискуссия — это когда мы хотим 15-процентный налог, а вы — 14 с половиной. Тогда можно договориться. А здесь ты говоришь: я председатель Верховной Рады, а я говорю – нет, только я. О чем нам дискутировать?
Поэтому я бы на месте Ющенко собрал ”Нашу Украину” и сказал примерно следующее: ”Я ваш почетный председатель. Или вы работаете, договариваетесь, уступаете Морозу — я согласен, и коалиция создана. Не хотите? У меня нет альтернативного выхода. Я вынужден идти на союз с другой политической силой. Потому что отвечаю перед народом Украины и перед историей”.
Я же был президентом, не просто фантазирую. Однажды Салий что-то начал... Я пришел и сказал: до завтра не сделаешь — увольняю с работы. Он звонит: я не могу сделать. Говорю: я уже указ подписываю, приди почитай.
Я ни с кем не был связан деньгами. Меня никто не финансировал. Я был свободен в том, кого и куда назначать.
- Ющенко сейчас свободен?
— Нет. Он зависит от группировки, которая помогла ему прийти к власти. И это нормально, что помогла. Но эта группировка начинает диктовать ему свою волю. Значит, он должен стукнуть кулаком и сказать: ”Я благодарен, но вы же не для меня это делали, а для Украины. Поэтому я буду действовать в интересах украинского народа”. Вот конкретно! Это как в семье. Если ребенок видит, что его один раз простили, два простили, три простили — он знает: покричу-покричу, и все будет хорошо.
- Вы говорите ”союз с другой политической силой”. Речь идет о Партии регионов?
— Ну, Партия регионов такую околесицу несет... Мол, межфракционное объединение может избрать руководство Верховной Рады. Они либо не читают Конституцию и регламент, либо говорят для тех, кто ничего не знает и верит на слово. Еще говорят, что проблемные вопросы можно отложить и работать, не поднимая их. Например, вопрос вступления в НАТО. Мол, нужно все решить на референдуме. Это же может быть и через пять лет! А завтра собирается правительство и не может принять какое-либо решение: ”Простите, но мы не знаем, к восточному или к западному берегу плыть... Нам нужно решение референдума”. Получается, нужно пять лет не проводить никакой политики? Бессмысленно!
Хотя в целом я согласен с ”Регионами”: нужно спасать ситуацию, делать что-то с экономикой.
- Однако в то же время Партия регионов на востоке и юге принимает решения, противоречащие законам?
— Ну, они здесь говорят, а там их подчиненные не слушают. Так же, как и президент -здесь правильно говорит, но губернаторы делают по-своему.
- Вы думаете, что Янукович не контролирует ситуацию в Партии регионов?
- Думаю, что контролирует. Но не полностью влияет на все области и регионы. А относительно языка, то это была их избирательная программа.
- Вы же говорите, что это антиконституционнно...
- Да. Но это была их программа, согласно которой они действуют. Для них программа важнее, чем Конституция. В тех регионах, где победили ”Регионы”, руководствуются интересами Партии регионов. Там, где победил БЮТ, руководствуются интересами БЮТа. Все руководствуются не законами и нормами Конституции, а партийными программами.
- Владимир Литвин после поражения на выборах стал очень критичным. Это обида или объективная критика?
— Литвин немного обиделся. Когда было прощание всех фракций, выпили по бокалу вина, я посмотрел — он в своих высказываниях оскорблен. Немножко помрачнел, посерьезнел чрезвычайно. Минувшие выборы — большой экзамен для него. Думаю, у него есть достоверная информация, что не все было честно.
Его заслуга в выходе из тупика во время прошлых президентских выборов действительно очень большая. Верховная Рада тогда приняла решение не о повторных выборах, а о повторном голосовании. Это и решило проблему.
А теперь Литвин остался за бортом. Он молодой, образованный, настоящий историк. Знает ситуацию в Украине, у него хорошая память. И вдруг - исключен из орбиты политического лидерства. Поэтому он так критикует власть. Это одна из причин. Ну, а вторая, основная, — власть действительно дает основания для критики.
- Вы хотите сказать, что блок Литвина набрал необходимое количество голосов?
— Если Кучма и Янукович на выборах давили на государственные рычаги, то эта власть очень разумно поступила. Говорите, что хотите. Голосуйте, мол, никто никому не мешает. Потом закрыли дверь, купили комиссию и сделали выборы.
Газета по-украински