Вчера Народный депутат Украины, член Партии регионов Евгений Кушнарев дал интервью независимому агентству «Главред». Речь шла о переговорах по поводу коалиции с «Нашей Украиной». Приводим наиболее интересные фрагменты интервью.
- Евгений Петрович, Партия Регионов ведет переговоры по созданию коалиции с «Нашей Украиной»?
- Вчера «Наша Украина» и Партия регионов за одним столом обсуждали подходы к созданию широкой коалиции с их участием, а также идеологическую позицию, принципы, организацию работы такой коалиции.
- Кто именно представлял партии на этих переговорах?
- Партию регионов представляли Николай Азаров и Раиса Богатырева, «Нашу Украину» - Роман Бессмертный и Юрий Ехануров. Обсуждались принципиальные подходы, и мы пришли к тому, что надо отодвинуть на второй план взаимные претензии и постараться четко определить то, что нас сегодня объединяет. А это, прежде всего, понимание того, что стране нужна дееспособная и профессиональная власть, которая будет опираться на широкую поддержку парламента.
- Широкая поддержка – это формат «двоих» в коалиции или возможны еще какие-то союзники?
- Не только «двоих». Стороны приглашают к участию в коалиции всех народных депутатов, которые разделяют наши позиции.
- На какие должности претендует Партия регионов – спикера или премьера?
- Этот вопрос не обсуждался. Он возникнет тогда, когда будет достигнуто согласие о главном – что мы будем создавать коалицию.
И если переговорный процесс продолжится в том же формате и с необходимой интенсивностью, то до конца дня понедельника можно будет подписать документ и во вторник приступить к его реализации.
- Но у «Нашей Украины» есть своя программа, разработанная в ходе переговорного процесса «трех», а у вас своя. Неужели так мало времени понадобится, чтобы выйти на согласованный вариант?
- Мы базовые документы обсуждали на протяжении последних месяцев неоднократно, и не начинаем этих переговоров с ноля. Своеобразный протокол разногласий у нас давным-давно сформулирован.
- Партия регионов согласится только на спикерство и премьера-Еханурова?
- Я не могу перескакивать через этап. Если мы согласуем принципы, то перейдем к обсуждению распределения должностей и ответственности. Наша позиция базируется на основе европейских правил и традиций: партия победитель в рамках коалиции имеет право претендовать на пост премьер-министра. Но если будут выдвинуты какие-то встречные предложения, мы их будем обсуждать.
- Например, ключевые министерские посты?
- Не знаю, в этой плоскости пока переговоры не ведутся.
- Создание оранжевой коалиции затянулось на два месяца, нет ли у вас опасений, что начало переговоров в широком формате может быть очередной попыткой «Нашей Украины» потянуть время до последнего дня отведенного срока для создания коалиции, чтобы получить дополнительный бонус в переговорах?
- Чувство, что тебя могут надуть, должно в политике присутствовать всегда.
- На ваш взгляд, чьи амбиции не дали сформироваться коалиции демократических сил?
- Я считаю, что феномен Тимошенко в украинской политике по сути своей деструктивный и разрушительный, хотя я признаю ее как сильного политика и опытного политического актера. Если одной женщине очень хочется быть премьером, это не должно ставить под угрозу благополучие и спокойствие страны и сорока семи миллионов других женщин и мужчин.
- Президент в своем послании к парламенту ясно дал понять, что он против любых проявлений федерализма, в то же время это она из принципиальных позиций партии регионов. Как будет решаться этот вопрос в рамках создания коалиции с «Нашей Украиной»?
- Поймите, и мы, и «Наша Украина» однозначно выступаем за административно-территориальную реформу, какой она будет, это вопрос на выходе, он определится после дискуссии с участием ученых, а не только на эмоциях и обидах. И они, и мы понимаем, что сверх жесткая централизация власти, которая была создана за 10 лет предыдущим президентом, не несет в себе ни конструктива, ни созидания. Ее нужно менять, и направление может быть одно – власть и ответственность должны передаваться от центра регионам. В каком объеме, в какие сроки – это тоже предмет дискуссии. Здесь нет слова федерализм, мы от этого слова можем отказаться, и объяснить это нашим избирателям, раз оно стало нарицательным для некоторых в нашем обществе.
Но этот процесс должен быть согласован всеми сторонами. Поверьте, многие работали под моим руководством в Администрации Президента, занимались этими проблемами и мы были близки к началу этой реформы, но местная элита все время уговаривала Кучму, чтобы он ее не трогал. И он не хотел портить отношения с местными элитами, вот Бессмертный попробовал – получил по лбу.
- И все же основной риск создания коалиции «Нашей Украины» и Партии регионов состоит в том, что это не воспримет электорат и тех, и других. Как вы намерены объяснить своим избирателям такой шаг?
- Знаете, самое простое объяснение – это отсутствие каких-либо иных вариантов. По большому счету, для нас как партии победителя было очевидно с самого начала, что решить проблему объединения страны может только объединенная элита. Если элита не преодолеет в своей среде вот эти противоречия, взаимные оскорбления и обиды, которые накапливались почти два года, то объединить Украину никому не удастся. Это чувство ответственности должно заставить нас сделать шаги навстречу друг другу.
- Но в чем конкретно это будет проявляться – вы будете вести разъяснительную работу среди избирателей, выходить для этого на площади…
- Я не думаю, что площадь самая лучшая форма для диалога с народом. Для этого, в конце концов, есть средства массовой информации. Я не сомневаюсь, что мы используем все формы - и заявления, в которых изложим свою позицию, и комментарии нашего лидера и ответственных за это людей. Думаю, что точно также будет и с другой стороны. В конце концов, есть Президент, если он глава государства, главный арбитр сегодня, то он должен, прежде всего, объяснить народу, что он приветствует создание такой коалиции и считает, что другого варианта не было.
- Виктор Янукович вчера сказал, что ответственность за создание коалиции должен взять на себя премьер, Президент тоже в своем последнем радиообращении упоминал об этом. Так кто же должен взять на себя ответственность за коалицию – Президент или премьер?
- Я думаю, что у каждого своя роль. Президент должен сделать все, чтобы народ правильно воспринял формулу широкой коалиции. Он также должен сделать все, чтобы такая коалиция работала эффективно, чтобы внутренние противоречия, которые объективно есть между нами, не мешали этой работе и не возводились в степень. Если, конечно, Президент абсолютно дистанцируется от этого процесса налаживания работы коалиции и коалиционного правительства, я думаю, что эти процессы будут идти намного сложнее.
- А сам Виктор Ющенко уже дал добро на создание такой коалиции?
-Я не могу сказать. У меня нет такой информации.
- Западные страны уже неоднократно высказали свою симпатию оранжевой коалиции, Россия ждет коалиции с участием Регионов. Как воспримет мировое сообщество появление широкой коалиции в Украине?
- Если мировое сообщество желает Украине добра и объективно оценивает реалии, которые сложились, оно должно приветствовать создание широкой коалиции.
- Извините, но запад еще с президентских выборов видит в вашей партии, прежде всего, угрозу демократии…
- Я не знаю, чем я лично могу представлять угрозу для демократии, как и Партия регионов в целом. У нас максимальное количество прагматиков, людей, в чьих руках сейчас во многом развитие экономики Украины. А от того, что говоруны-политики будут по десять раз на день присягать демократическим ценностям, жизнь в Украине не улучшится, и люди проклянут и этих политиков, и эти демократические ценности, если у них в карманах неуклонно будет уменьшаться количество денежных знаков.
- Данные социологов говорят о том, что создание коалиции НУ-ПР наименее желательно среди украинцев. Не боитесь потерять свой электорат?
- Перед нами дилемма: думать о следующих выборах или о государстве. Я считаю, что мы как ответственные политики должны поставить на первое место государство и народ, а не собственные проценты на следующих выборах. Мы можем лишиться какой-то части процентов, среди нашего электората тоже есть радикалы, которые не приемлют никакого диалога с противоположным лагерем, но большая часть украинского народа от этого выиграет. И тогда мы будем считать, что в историческом плане мы поступили правильно и свою миссию выполнили. Думаю, что точно также будет иметь право считать и «Наша Украина». Хотя я еще раз говорю, мы в процессе переговоров, и еще абсолютно ничего не решено. Мы не мешали два месяца оранжевым переговорам, но разве мы виноваты, что они так и не договорились?..
- Если коалиция будет создана, какие законы будут приняты в первую очередь парламентом – об отмене императивного мандата, об оппозиции, о Кабмине, о Президенте?
- Императивный мандат - это временная норма, вынужденная мера как противоядие от той коммерциализации парламента, которую мы наблюдали два предыдущих созыва. Сегодня наша позиция такова, что императивный мандат должен быть закреплен законом о статусе народного депутата и действовать до конца этого созыва.
Если будет создана коалиция, то, безусловно, остальные перечисленные вами законы будут в числе первоочередных. Хотя я лично считаю, что самым первым, в случае создания коалиции, должен быть закон об оппозиции. У нас есть соответствующий законопроект, суть которого заключается в следующем: нужно четко определить правовой статус, обязанности и права оппозиции, поместить ее в правовое поле. Именно потому, что сегодня оппозиция практически бесправна, у нее, кроме громких фраз и силовых акций, других вариантов нет. Оппозиция должна участвовать как альтернатива в управлении государством, прежде всего, как контролирующий орган и тот, кто продуцирует альтернативные идеи.
ELCOMART Политический процесс