Иван Бокий (СПУ) уверен, что приемлемой кандидатурой на спикерское кресло будет только человек, который лишен репутации представителя крупного бизнеса. По его мнению убедить «Нашу Украину» выдвинуть альтернативную Петру Порошенко кандидатру способен только президент Виктор Ющенко. Социалисты категорически не приемлют на должности спикера любых представителей бизнеса. Тем более крупного бизнеса....
- С чем связано заявление Александра Мороза о том, что кандидатура Порошенко не является приемлемой?
- Это связано только с одним - лозунг Майдана был «Геть бізнес від влади!». Сейчас наглым образом продвигают не просто бизнес, а большой бизнес, который создавался известно каким путем. Его продвигают на самый верх Верховной Рады.
- Вы имеете ввиду самого Петра Порошенко или бизнес всего его окружения?
- Я имею ввиду не личность Порошенко, а именно тот большой бизнес, который он олицетворяет. А окружение - это часть Порошенко как политического и экономического явления в Украине. Не имея ничего против Порошенко как человека, мы имеем ввиду, что нужно выполнить основную заповедь Майдана.
- Мороз заявил о неприемлемости кандидатуры Порошенко лишь спустя некоторое время после того, как Политсовет «Нашей Украины» выдвинул его кандидатуру. Возможно, такими заявлениями сейчас разыгрывается более удачный расклад для Соцпартии - скажем, возможность выторговать губернаторские должности в Одесской и Полтавской областях?
- Ничего мы торговать не будем. Мы не торгуем ничем. Нас категорически не устраивает на посту спикера человек, связанный крупным капиталом.
- Возможно, некоторых действий Порошенко ввиду его полномочий на посту спикера опасаются отдельные члены Соцпартии, у которых есть крупный бизнес?
- Пусть его боятся те, кто боится. Я его не опасаюсь. И никто из нашей фракции его не боится. Мы просто остаемся верными тем позициям, относительно которых мы сошлись на Майдане в 2004 году. Если кто-то от них хочет отступить, пусть отступает. Но мы в таком случае им не союзники.
- Почему такая борьба идет вокруг должности спикера? Почему эта должность так важна?
- В украинских реалиях - важна. У нас глава Верховной Рады, хотя и не начальник депутатов, но весьма влияет на весь законодательный процесс. В других странах - это должность восьмая, девятая, десятая. Там вторым человеком является министр имностранных дел, министр обороны или министр финансов.
Мы до этого еще не доросли. Вы же видите, что в Украине на этих должностях у нас работают политики тридцатого разряда. А фигура спикера волей судьбы остается крайне сильной фигурой. Поэтому мы хотим, чтобы это был человек честный и без бизнесовых налипок.
- Кто, с вашей точки зрения, является таковым?
- Это уже вопрос «Нашей Украины», не наш.
- То есть любая кандидатура, кроме Петра Порошенко?
- Нет, не любая. Я имена не называю. Но это человек, который лишен репутации представителя большого бизнеса.
- Социалисты все-таки вели переговоры или консультации с Партией регионов?
- Нет.
- Никоим образом, вы вообще не встречались?
- Мы встречаемся, общаемся. У меня среди представителей Партии регинов много знакомых. Это люди, с которыми я ни один год в парламенте и вообще по жизни знаком: Владимир Макеенко, Андрей Клюев, Раиса Богатырева. Хватает людей, с которыми мы ведем беседу так, как мы с вами разговариваем.
- Вне стен парламента?
- Почему вне стен? И здесь мы встречаемся. Скажем, с Раисой Богатыревой мы вместе в президиуме. Я отстаиваю свое мнение, она - свое. А политических переговоров такого плана не было.
- Если «Наша Украина» не согласится выдвинуть альтернативную кандидатуру на пост спикера и это будет Порошенко, вы будете за него голосовать?
- Я - за него? Нет, никогда.
- А сколько социалистов еще не проголосуют за него?
- Мы решение не принимали. Но по общим настроениям среди членов Соцпартии я знаю, что это будет подавляющее большинство.
- Это же будет означать, что коалиция развалится?
- Нет. У «Нашей Украины» должно быть масло в голове, чтобы не делать проблемы из-за одного человека.
- Благодаря каким аргументам можно будет убедить «регионалов» разблокировать Верховную Раду? Какие требования их ультиматума могут быть выполнены?
- Ни один пункт ультиматума выполнен не будет.
- Но тогда невозможно будет начать работу парламента?
- Мы же не в состоянии войны, чтобы выполнять ультиматумы. Мы будем делать одно: выполнять регламент и Конституцию. С юридической точки зрения ультиматум Верховной Раде предъявил Политсовет партии. Если бы фракция этой политической силы (Партии регионов) - это другое дело.
Сегодня главное, чтобы они получили гарантии того, что голосование будет проведено так, как это предусмотрено регламентом, чтобы мы никаких нарушений не допустили. Если мы сумеем это сделать - все будет нормально. Из разговоров с ними (регионалами) я ощутил, что они уже уморились, для них не совсем естественно так дежурить в президии.
- Каких результатов можно будет достичь на круглом столе при участии президента, который планируется в провести в ближайшее время?
- Президент может сделать одно - работать со своей политической силой так, чтобы она не вносила смуты в Верховную Раду и не выдвигала тех кандидатов на должность спикера, которые являются контраверсионными.
- Вы считаете, у него достаточные рычаги влияния на позицию «Нашей Украины»?
- Президент имеет возможность повлиять на позицию блока.
Дело