Партия регионов отказывается прекратить блокаду парламента, но не против круглого стола, который инициирует президент. «Регионалы» настаивают на своих требованиях придерживаться регламента при выборах председателя Верховной Рады и требуют себе не менее шести парламентских комитетов. В то же время представители коалиции надеются, что круглый стол сможет выявить всю безосновательность претензий оппозиции. О том, готова ли фракция Партии регионов пойти на компромисс, об условиях этого компромисса в интервью рассказывает заместитель руководителя фракции Партии регионов Евгений Кушнарев.
- Представители коалиции отрицают, что вносили в парламент проект постановления, в котором речь идет о пакетном голосовании по кандидатурам спикера и премьера. В проекте постановления Верховной Рады №1092, внесенном депутатами Романом Зварычем, Иосифом Винским и Александром Турчиновым, действительно содержится предложение голосования по кандидатуре спикера открытым поименным голосованием. Но не более того. Откуда же пошли разговоры о пакете?
- Они (коалиция. - СЕЙЧАС) рассматривали этот вариант на согласительном совете коалиции. И в каждой фракции отдельно, и вместе. Они давали комментарии налево и направо. Это не наша выдумка.
- На брифинге для журналистов Юлия Тимошенко заявила, что коалиция никаких проектов постановлений по выборам руководства парламента и премьера вне регламента не подавала...
- Прекрасно, прекрасно. В таком случае садимся и подписываем открыто и гласно протокол, меморандум, договор - как угодно его назовем. В этом документе обозначим, по каким нормам Конституции, законов и регламента выбираем руководство Верховной Рады, утверждаем кандидатуру премьер-министра, распределяем комитеты, приводим к присяге судей. Затем подписываем этот документ, объявляем с трибуны о том, что соглашение достигнуто, и начинаем работать.
- В прессе появились сообщения, что «регионалы» ведут отдельные консультации с социалистами. Это правда?
- Мы ведем консультации с представителями всех фракций парламента. Причем этот процесс обоюдный, потому что в «оранжевых» фракциях все более и более зреет критическая масса депутатов, которая бы хотела, чтобы в этом зале верховенствовали Конституция и закон. Чтобы большинство и оппозиция на законных основаниях работали и выполняли каждый свою функцию.
- Каких-либо договоренностей удалось достичь?
- Никаких официальных договоренностей у нас нет. Есть постоянный переговорный процесс. Он динамичный, он является адекватным реагированием сторон на ситуацию, которая сложилась в парламенте. Я думаю, что все здравомыслящие политики, к которым я отношу, безусловно, Александра Александровича Мороза, понимают, что из этого парламентского кризиса нужно выходить только в результате взаимных компромиссов.
- Как Вы восприняли слова президента о необходимости избежать всех тех моментов, «которые бы позволили позднее поставить под сомнение легитимность будущего избранного руководства Верховной Рады и украинского правительства»?
- Он абсолютно однозначно и четко сказал то, что требует Партия регионов на протяжении последней недели. Все выборы должны проводиться в соответствии с Конституцией, законами и регламентом. Комитеты должны делиться в соответствии с нормой сегодняшнего регламента. Мы с этим абсолютно согласны. И процедура ad hoc тут, на наш взгляд, не может быть задействована. Это недопустимые в данном случае коварство и хитрость. Отсутствие единства в «оранжевой» коалиции пытаются прикрыть и заретушировать всякими процедурными хитростями. Если у них есть 240 голосов, никто не мешает им бюллетенями избрать спикера парламента. Пожалуйста!
- Но в прежние годы данная процедура использовалась широко, как и голосование пакетом...
- Пакетом избиралось только руководство Верховной Рады. Мы и сегодня не возражаем против пакета, в котором будет спикер и его заместители. Но пакет, в котором представлены две ветви власти - это нонсенс. Например, я хочу претендовать на пост председателя Верховной Рады. Мне что, искать кандидатуру на пост премьер-министра, чтобы меня вместе с ним включили в бюллетень?
- По-прежнему ли фракция Партии регионов настаивает на широкой коалиции?
- Что значит настаивает? Мы не верим в прочность нынешней коалиции, в ее способность решить проблемы Украины. Мы абсолютно убеждены в том, что главную проблему - проблему объединения Украины одноцветная коалиция не решит никогда. Никакая одноцветная коалиция не решит этой проблемы.
- Кого Вы видите на должности председателя Верховной Рады?
- Нас этот вопрос сегодня не занимает. Если «оранжевая» коалиция способна выдвигать кандидатуру, пусть выдвигает. Если сложатся иные условия, тогда вполне вероятно, что мы тоже будем претендовать на эту должность.
- Примет ли Партия регионов предложение президента о круглом столе?
- Моя точка зрения, что если этот круглый стол - не фикция, а готовность представителей «оранжевого» лагеря искать выход из парламентского кризиса, то мы, наверное, будем принимать в нем участие.
- Коалиция выдвигает претензии, что представители «оранжевого» лагеря в восточных регионах не допускаются к руководству комитетами в органах местного самоуправления. Готовы ли «регионалы» пойти на уступки в этом вопросе?
- Если мы сядем за стол переговоров, то сформулируем встречные условия. И тогда будет что обсуждать. Мы свои условия сформулировали. Нравятся они кому-либо или нет - это другое дело. Но они четко изложены в нашем ультиматуме. Никаких встречных предложений компромиссного характера мы от «оранжевых» не получали. Высказывания, публикации в прессе - это не официальная позиция. Если будут сформулированы предложения, мы готовы обсуждать. Но до сегодняшнего дня никаких предложений, кроме «уйдите с трибуны», мы не получали. С трибуны мы не уйдем. Потому что подгонять ситуацию «под себя», когда это «одноразово» выгодно, в правовом государстве недопустимо. Если мы создаем такой прецедент, мы обрекаем Украину на бесконечное его повторение. «Оранжевые» же не навечно пришли к власти. Нам надо заложить такие правила, которые бы действовали всегда. Независимо от того, кто сегодня во власти, а кто в оппозиции. А вдруг завтра они окажутся в оппозиции без единого комитета. Они же будут визжать, пищать, кричать. До какого же цинизма они доходят, когда рассказывают о том, что мы захватили здание парламента. Мы же помним, что они тут творили полтора года назад.
- Так Вы у «оранжевых» учитесь?
- Мы не учимся. Но уроки извлекаем.
Cейчас