Когда в конце весны Госдума России в очередной раз подняла вопрос о принадлежности Крыма, мало кто обратил внимание на заявление украинской президентской партии «Наша Украина», которая пригрозила адекватной реакцией местных националистов, выступающих за «присоединение к Украине всех земель Киевской Руси (включительно с Москвой и Кубанью)».
Полемика относительно Крыма не прошла мимо кремлевских технологов и была взята в оборот. Последовавшие за этим события на Украине: тягостное и натужное создание парламентской коалиции в Верховной Раде, подписание «Универсала», в котором партия Януковича отступила от своих программных принципов, - все это только укрепило группу аналитиков в мнении, что возникшая спонтанно идея нуждается в детальной разработке. Так возник секретный план создания Великой Украинской империи.
Технологи исходили из того, что сложившийся баланс интересов на Украине не дает шансов на поступательное развитие страны в обозримом будущем. Раздел практически поровну электоральных симпатий между пророссийскими и прозападными политиками приводит к бесконечному поиску компромиссов внутри Украины и так называемой многовекторности ее внешней активности. Как результат: ни один из крупных мировых геополитических игроков не может похвастаться безраздельным влиянием на Украину, что затрудняет выстраивание глобальной стратегии как в Европе, так и в Евразии.
До середины текущего года Кремль в качестве рабочей тактической модели рассматривал концепцию, выдвинутую Модестом Колеровым по расколу Украины. План имел две степени глубины: федерализация страны и полное разделение «по Днепру». Для Москвы был предпочтительней первый вариант, который позволял бы контролировать ситуацию в разбалансированной Украине путем заигрывания с промышленно развитыми регионами востока и поощрения их к экономической самостоятельности. Это сделало бы Киев гораздо уступчивей в переговорах по ключевым вопросам: газ, Черноморский флот, русский язык, вступление в НАТО.
Однако неожиданный демарш «Нашей Украины», которая не побоялась ввести в официальный политический лексикон терминологию маргинальных националистов, привело к дискуссии в аналитическом сообществе, близком к Путину. Признанному мэтру в области «укрощения цветных революций» Колерову стала оппонировать группа молодых специалистов, начинавших свою карьеру на разработке региональных предвыборных кампаний в России и создавших целый арсенал нетрадиционных провокативных технологий.
Они предложили кардинально разрушить сложившийся в постсоветские годы стереотип: боящаяся потери имперского статуса Россия против «бывшей колонии» Украины. Предполагается использовать лозунг неофициального гимна «вид Дону до Сяну» и навязать самой Украине имперские амбиции.
До последнего времени лишь в России более или менее заметные политики заявляли о возможных территориальных претензиях к Киеву. Речь шла о Крыме и Донбассе. С украинской стороны симметричные призывы звучали лишь из уст маргинальных политиков типа Олега Тягнибока и Степана Хмары. Претензии касались Кубани и так называемой Слободской Украины (территории, на которой украинцы селились слободами со второй половины 16-го века) – современной Харьковщины, Сумщины, Донбасса, а так же Воронежской, Белгородской и Курской областей.
План «Великая Украинская империя» предлагает этот бред сделать былью. Идея предельно проста. В России искусственно создается некий кризис, возможно связанный с очередной террористической атакой. Однако на этот раз удар чеченцев направлен не против Москвы и Северного Кавказа, а против западных областей. Привыкшее к тому, что у них ничего никогда не случается, население поднимается на акции протеста, которые формулируют лозунг: выход из состава Российской Федерации.
Абсолютно неожиданно народное движение возглавляют поставленные Москвой губернаторы. Они инициируют и проводят региональные референдумы, используя всю полноту админресурса. Кремль подозрительно молчит, но на это никто не обращает внимания, поскольку события разворачиваются стремительно.
Движение находит поддержку в Украине со стороны… Юлии Тимошенко. Именно она сегодня аккумулировала на себя весь националистический электорат, который упорно игнорирует информацию о тайных поездках «газовой принцессы» в Москву и продолжает считать своей. Украина «вид Дону до Сяну» - сакральная мечта всех «сознательных» украинцев - может стать явью. Юля обещает ее реализовать. Обескураженное «донецкое» правительство, так же испытывающее давление из Москвы, вынуждено идти в фарватере Тимошенко. Неожиданно вечно расколотая Украина объединяется под новой имперской идеей. Даже Крым молчит. Москва же делает декларативные, но не страшные заявления.
Вал событий не позволяет Европе быстро и адекватно оценить ситуацию. Кажется, что дело идет к развалу и ослаблению России – тайной мечте Запада. Евросоюз отмалчивается, что позволяет в очередной раз уже в 21 веке кардинально перекроить карту континента.
Все эти события занимают менее года. Протрезвление происходит только после возникновения на западных границах России новой Украинской Империи – абсолютно дружественного государства. Объявленные после революционных изменений выборы дают неожиданный для всех и прежде всего для украинских националистов результат. Новые территории с их более чем десятимиллионным населением отдают голоса Тимошенко.
Но это уже другая Тимошенко. Она за вступление в Единое экономическое пространство, государственный русский язык, продление сроков базирования Черноморского флота. Умело и привычно жонглируя лозунгами (основной расчет по-прежнему на внезапность), Юлия ухитряется не полностью растерять электорат на западе, переубедить сторонников Януковича и Крым.
Понятно, чем Кремль может заинтересовать амбициозную Тимошенко: Юлия не в силах будет отказаться от перспективы возглавить новое огромное по европейским меркам государство. Ее не смутят ни протекционизм Москвы, ни проклятие Галичины, которую пошло разведут на ее же оголтелом национализме. После выборов во избежание восстаний в западные области будут введены войска.
Но авантюризм Тимошенко – это ее слабость и сила одновременно. Нет никакой гарантии, что, став императрицей, Юлия не вспомнит о том, что река Сян есть не только во Львовской области, но и в Китае, и не объявит Украину наследницей Чингисхана.
Вероникиа Ост
РИА «Новый Регион»