После парламентских выборов 2006 года многие политики заговорили о серьезном политическом кризисе. Правда, после подписания Универсала национального единства ситуация в стране немного стабилизировалась. Вместе с тем бывший народный депутат, представитель Социал-демо-кратической партии (объединенной) Степан Гаврыш уверен, что конфликт просто законсервирован.
- Оцените политическую ситуацию в Украине, возникшую после утверждения Александра Мороза на должности спикера ВР.
- Мы имеем феномен, который определяется очень просто. Это называется социальный дарвинизм. Речь идет о формировании конкурентной политической системы, где пока что говорить о каких-то материальных традициях, стандартах, правилах поведения невозможно. Более чем очевидно, что были обстоятельства, которые должны стать основными для этого анализа. Первое и самое важное - это раскол нашей страны на две части по ментально-историческому и политическому признаку. Вторая особенность состоит в том, что, в принципе, «оранжевая» революция была следствием не только конкуренции двух политических элит, а в общем-то борьбы за власть. Элита Ющенко победила, но не принесла с собой никакой новой идеи. Провальная политика Президента Виктора Ющенко и объясняется тем, что ни одна идея, которая была провозглашена на Майдане, не реализована в формате реформ. Что касается Януковича, то он как раз действовал стандартно: он гарантировал людям стабильность, правильно играя на простых, но прагматичных и жестких чувствах украинцев, и это, в первую очередь чувство уверенности в завтрашнем дне. Поэтому считаю, что у нас сегодня достаточно сложный этап, я бы называл его этапом консервации конфликта, и обе стороны активно готовятся к его продолжению.
- Можно ли считать признаком развития этого конфликта скандал, возникший после заявления Виктора Януковича в Брюсселе относительно вхождения Украины в НАТО?
- Без сомнения, но это деталь. Янукович будет проводить активную внешнеполитическую линию страны, защищать ее посредством финансово-экономических механизмов, которые принадлежат правительству. Виктор Ющенко не может таким являться априори, поскольку по Конституции у него нет ни одной возможности, чтобы гарантировать экономическими и финансовыми условиями выполнение любого внешнеполитического договора.
- Вы верите в создание широкой коалиции?
- Я не верю, что она будет создана. Она не нужна ни «Нашей Украине, ни антикризисной коалиции. Вхождения «Нашей Украины» в коалицию - это приход планируемого троянского коня, который в любое время способен выбросить десант и демонтировать не только нынешнюю антикризисную, а в будущем - коалицию национального единства, но и существующую стабильность.
- УНП и ПРП уже объявили о переходе в оппозицию. Почему СДПУ(о) не делает никаких заявлений относительно своей позиции на политической арене?
- Сегодня смешно говорить об оппозиционности какой-либо партии. С одной стороны, мы имеем дело с мощной политической партией, мощным политическим движением, которое называется Партия регионов Украины. С другой - есть представители оранжевых партий, которые обречены объединиться либо вокруг Президента страны, либо вокруг Тимошенко. Скорее всего, вокруг Юлии Тимошенко, поскольку более чем очевидно, что рейтинг Президента на сегодняшний день ниже рейтинга рядовых политических лидеров, которые постоянно выступают перед украинской публикой. Поэтому заявления любых партий о том, что они переходят в оппозицию, ничтожны по своей сути без заявления о том, к какой оппозиции они присоединяются. Это может быть оппозиция Тимошенко, оппозиция Ющенко или партия может присоединиться к большинству во главе с Януковичем.
- Как Вы оцениваете проект государственного бюджета на 2007 год?
- Я оцениваю его как прагматический, антикризисный бюджет, целью которого, с одной стороны, должна быть минимизация кризисов, а с другой - формирование некой концепции стабильности, которая будет осуществлена в 2007 году.
- Вам не кажется, что разная оценка проекта бюджета представителями коалиции является признаком недолговечности этого объединения
- Это без сомнения плохой знак для антикризисной коалиции. И говорит не только об отсутствии опыта и традиций переговорного процесса внутри коалиции, но и о том, что в таких условиях мы можем рано или поздно увидеть большой кукиш в кармане одного из членов антикризисной коалиции.
- В парламенте очень активно обсуждается проблема статуса депутатов, покинувших ряды той или иной фракции
- Считаю, что императивный мандат сегодня не дает возможности депутату выходить из фракции по своей инициативе. Если его исключают из фракции, то он свободен и становится внефракционным. Что касается решения депутатов, скажем, находясь в этой фракции, поддерживать другую, то за это нужно отвечать в суде. Конституцией четко установлены параметры императивного мандата: депутат не может ни войти во фракцию, ни выйти из фракции или блока.
Газета «Столичные новости»