Валентина Семенюк требует от правительства отменить решение о создании СП на базе КГОКОРа с российскими компаниями «Смарт-групп» и «Металлоинвест» и настаивает на проведении открытого конкурса
- Согласно проекту бюджета на 2007 год, доходы от приватизации должны составить 10 млрд. грн. Это реальный показатель?
- Общая балансовая стоимость всего имущества, которое осталось в собственности государства - 28 млрд. Если еще на 10 млрд. продать, что останется?
- И все же, что в ближайшее время должен продать Фонд?
- На 3 октября у нас назначена приватизация «Лугансктепловоза». Будет организована трансляция конкурса.
- Но премьер Янукович сказал, что на базе «Лугансктепловоза» будет создано СП. Министр транспорта Николай Рудьковский также говорит о таком формате. Это значит, что вопрос о приватизации тормозится?
- Действительно, было решение правительственного комитета, который возглавляет вице-премьер Андрей Клюев, о том, что ФГИ следует приостановить приватизацию этого объекта. Но решение о приватизации принимал Кабмин. Естественно, только правительство может его и отменить.
- Если же решение об отмене конкурса будет принято Кабмином, что дальше?
- Я направила ряд замечаний о том, что если мы останавливаем конкурс, то к нам будут применены серьезные штрафные санкции. Потенциальные покупатели уже подали свои заявки, внесли соответствующий залог, а это значит, что дать задний ход процессу невозможно. Если остановит конкурс ФГИ, судебные иски пойдут против нас. Если принимает решение Кабмин, тогда ему отвечать. При таком исходе нельзя исключать арест имущества.
- Начинается последний квартал 2006 года. Известно, что план поступлений от приватизации в этом году фактически провален. Вы намерены как-то спасать ситуацию?
- К сожалению, хочу сказать, что сам план приватизации был скорректирован не Фондом госимущества, а Кабмином. Было решено на базе КГОКОРа создавать СП, а не приватизировать этот объект на открытом конкурсе. А это — львиная часть средств. Но самое главное, что создание СП с определенной компанией не позволяет обеспечить принцип равной конкуренции. Я думаю, что этот вопрос в ближайшее время будет рассмотрен на заседании Кабмина.
- Тема КГОКОРа очень резонансна. Президент требовал организовать продажу этого объекта к 1 марта 2006 года. Почему инициатива Ющенко была проигнорирована бывшим правительством?
- Когда рассматривался вопрос о создании СП на базе КГОКОРа, Фонд настаивал на конкурсной основе выбирать инвестора. И Фонд визировал текст именно этого постановления правительства Еханурова. К сожалению, это решение не было поддержано, и я даже не присутствовала на заседании Кабмина, когда рассматривался этот вопрос.
- Но Вы хотя бы в курсе, по каким именно причинам партнерами в СП стали российские «Смарт-групп» и «Металлоинвест»?
- Не знаю. У меня об этом никто не спрашивал. Я знаю только то, как «Смарт-групп» работает на Макеевском металлургическом заводе, и какие там проблемы на предприятии.
- Но можно же отменить это постановление. В правительстве теперь совсем другие люди.
- Я уже написала обращение с этим требованием к премьер-министру. Я считаю, что сначала надо провести инвентаризацию объекта, определить долю каждой страны, участвовавшей в его строительстве. Эту работу должно проделать Минпромполитики, в сферу управления которого входит КГОКОР.
- И все же, что вы делаете для того, чтобы хоть как-то минимизировать потери бюджета от провала приватизации в 2006 году?
- Я обратилась в Кабмин с предложением пополнить список приватизации. У нас есть облэнерго, в которых государство контролирует 75%. Мы планируем продать по 5-15% акций этих предприятий.
- Где Вы планируете размещать эти акции?
- На Лондонской фондовой бирже в том числе.
- Но выход на международные биржи занимает длительное время.
- Мы можем частично продать и на украинских биржах. А выход за рубеж готовить на следующий год. Сейчас главное — прописать норму в бюджете.
- Кроме облэнерго и «Текстерно», о чем ранее уже сообщалось, какие еще объекты вы планируете продать на международных биржах?
- Пока никакие. Дело в том, что времени для покрытия плана очень мало. Самое быстрое, что мы можем продать - эти небольшие пакеты акций.
- В СМИ снова муссируется тема НЗФ. Последнее решение суда признало покупателя завода, консорциум «Приднепровье» Виктора Пинчука, добросовестным покупателем.
- Сегодня на этом примере можно проиллюстрировать борьбу против системы электронного обращения ценных бумаг, созданной в Украине. Сейчас 12,8 тыс. предприятий, акции которых приобретались в бездокументарной форме. Фактически при принятии решения суда о возврате акций в госсобственность произошло мошенничество. Регистратор все оформил так, будто бы акции покупались в бездокументарной форме. Но суд постановил вернуть пакет акций государству на основе документарной формы. Если я сейчас отступлю от буквы закона, то у меня возникнет такая же проблема еще на 12,8 тыс. объектов.
Поэтому сейчас мы пошли в суды. Но получилось так, что Генеральная прокуратура подала в суд иск, формулировка которого устраивает регистратора компанию «Славутич-Капитал». Согласно ему, Фонд госимущества обязан выполнить по документарной форме. Я говорю замгенпрокорура Виктору Кудрявцеву: «Мы же договорились координировать все действия», но в прокуратуре объясняют: «Мы хотели побыстрее».
- Но пока Вы тут в верхах что-то координируете, заводом управляют реальные люди, кто-то получает прибыль от предприятия.
-Фонд госимущества не участвовал в двух собраниях, которые были проведены. Мы сейчас выясняем через Службу безопасности, через соответствующие структуры, чтобы понять, кто голосовал пакетами акций. Но даже СБУ пока не может прояснить ситуацию.
- ФГИ снова заявляет о нарушении условий инвестдоговора по «Криворожстали»? Мы наступаем на те же грабли, отпугивая инвесторов от украинского рынка?
- Поверьте мне, национальные и иностранные инвесторы понимают ситуацию. Большинство стран мира так ведет такую же работу. Что же касается «Криворожстали», то на предприятии произошло сокращение людей с 57,2 до 55,5 тыс. В содержание социальной сферы не вложено обещанных средств. К тому же собственники не проводили перечислений всего объема дивидендов в бюджет. Тем более что это дивиденды за 2005 год, когда предприятие было в госсобственности.
- Сейчас Вы подготовили список предприятий, предложенных к приватизации в 2007 году. Какие самые крупные объекты в нем?
- В списке на продажу в следующем году преимущественно строительные организации, предприятия промышленного комплекса, полиграфия.
- Там нет «Укртелекома».
- «Укртелеком» сейчас запрещен для приватизации. Верховная Рада не пересмотрела это решение. Поэтому включать его в перечень объектов, которые идут на приватизацию, невозможно.
- Объясните ситуацию с маяками в Крыму. Как государственное имущество Украины оказалось в чужих руках?
- С маяками все произошло таким образом. Есть соглашение между Россией и Украиной по аренде Черноморского Флота (ЧФ), и когда мы сейчас поставили вопрос о проведении инвентаризации имущества ЧФ, то было обозначено, что проверить надо 4,5 тыс. объектов. Мы обнаружили 187 объектов, которые арендуются российским флотом без согласия. Более того, свои полномочия превысил председатель Фонда имущества Крыма Юрий Шимин. Он подписывал документы о передаче маяков России. Проблема просто объясняется. Президент своим указом от 1995 года постановил, что Фонд госимущества Крыма не подчинен Фонду госимущества Украины. Формально он подчинен парламенту Крыма, но за все годы работы он никогда не отчитывался.
- Какие объекты в Крыму еще остались в госсобственности?
- Там все раздавалось, расписывалось Шиминым налево и направо. И при этом никто не нес никакой ответственности. Предприятия торговой сети просто отчуждались путем банкротства или просто брались в аренду, а после аренды покупались.
- Фонд госимущества заключил соглашение с профсоюзами об инвентаризации их имущества, у вас есть результаты этих проверок?
- Сейчас только сформирована рабочая группа. Она только начала работать над созданием реестра и обеспечением его сохранности.
- Рабочие группы создаются и куда-то потом пропадают. В то время санатории Крыма, Трускавца распроданы, на очереди Моршин…
- Все, что касается неправомерного отчуждения - это работа правоохранительных органов. Я считаю, что это все случилось от равнодушия людей. Они безразлично смотрели, когда раскрадывали их же имущество.
- Как сейчас идет межгосударственный раздел имущества?
- У нас созданы рабочие группы с Россией, Молдовой, Беларусью и Грузией.
- Что мы хотим получить от этих стран?
- У нас много объектов, которые общие по всей территории Украины, как производственные, так и непроизводственные. Например, с Молдовой у нас не выяснены отношения по ТЕЦ-3.
Газета «Дело»