Европейский союз лишит Microsoft монопольного положения
Еврокомиссия оштрафовала Microsoft на 280 миллионов евро - пустяк в сравнении с годовым доходом компании. Разумеется, Европу интересуют вовсе не богатства Гейтса. Еврокомиссия лишит Microsoft монополии, поскольку монопольное положение любой компании угрожает устойчивости развития и безопасности Европейского союза.
Исполнительный орган Европейского союза 12 июля наложил на компанию Microsoft штрафные санкции в размере полутора миллионов евро за каждый день неисполнения судебного решения, начиная с 15 декабря 2005 года. Общая сумма штрафа составила 280,5 миллиона евро. Еврокомиссия требует от Microsoft раскрыть исходные коды Windows Server и угрожает новыми санкциями, если компания не выполнит требования до конца июля.
После предыдущего судебного разбирательства Microsoft предоставила исходные коды некоторых компонентов Windows, но главное требование антимонопольного комитета Евросоюза осталось невыполненным. Еврокомиссия требует раскрытия информации об операционной системе, чтобы компании-конкуренты смогли эффективнее разрабатывать совместимое с Windows программное обеспечение, а значит, более успешно продвигать свои продукты.
Возле здания суда в Брюсселе не было демонстрантов с плакатами "Windows Must Die!". К чему им выходить на улицы. Евросоюз не выдвигает никаких радикальных требований к Microsoft и не требует, например, изменить лицензию распространения ПО (хотя европейские тяжбы компании начались в начале девяностых как раз с претензий к лицензии). Речь идет лишь о том, что европейские производители ПО из-за доминирования Microsoft обладают низкой конкурентоспособностью.
Особое мнение
ЕС по численности населения и объему годового дохода сопоставим с США. Естественно, что Евросоюз пытается конкурировать с США в области высоких технологий, чтобы сохранить конкурентоспособной экономику европейского континента, только с бизнес-идеями в Европе явно что-то не так.
Если США подарили миру самую популярную операционную систему, то Европа подарила миру WWW, на которой предприимчивые американцы опять-таки сумели заработать миллиарды (Google, Yahoo, Microsoft), в отличие от европейских компаний. Британец Тим Бернерс-Ли, работая в исследовательском центре European Organization for Nuclear Research (CERN), разработал язык разметки гипертекста HTML и основные принципы World Wide Web, но крупнейшими интернет-компаниями стали американские, сумевшие быстро извлечь выгоду из нового изобретения.
Отставание в области высоких технологий и знаменитый европейский бюрократизм внесли весомый вклад в бюджетные проблемы Евросоюза. К сожалению, фантазия европейских законодателей часто не простирается далее взимания налогов с SMS.
Европа вообще отличается от США взглядами на способы заработка денег. К примеру, Евросоюз разрабатывает на средства частных инвесторов собственную систему спутниковой навигации Galileo и планирует взимать плату за ее использование. Американская GPS, созданная на бюджетные деньги, предоставляет свои сервисы совершенно бесплатно.
Решение Еврокомиссии можно в шутку трактовать и таким образом: если у европейских программистов толком ничего не выходит, то пусть американцы работают, а потом делятся. Похоже, согласны с этой бизнес-моделью и в Microsoft. По мнению аналитиков, корпорация Билла Гейтса уже считает нормой антимонопольные штрафы и закладывает их в свои финансовые планы. В России аналогичным образом действует компания ТНК-BP, которая часть заработанных средств заранее резервирует под налоговые претензии.
Кроме того, решение Еврокомиссии сложно назвать справедливым. Никто не требует же от других компаний раскрывать исходные коды. Можно было бы предложить Microsoft, как более опытной компании, подправить исходные коды продуктов других компаний, чтобы сделать их программы совместимыми с Windows. С другой стороны, речь идет не об обычных программах, а о Windows Server. Серверные компоненты для эффективной разработки и оптимизации сетевого кода разработчик должен знать досконально. Напомним, что 8 лет назад компания Sun обвинила Microsoft в том, что она не раскрывает технические подробности взаимодействия с Windows NT.
За что боролись...
Применение штрафных санкций в отношении Microsoft связано также с отсутствием реальной альтернативы Windows. Евросоюз не устраивает монопольное положение любой компании, поскольку оно угрожает устойчивости развития и безопасности Европейского союза. Microsoft приходится расплачиваться за то, что у Европы нет реального выбора.
Здесь, разумеется, следует оговориться, что на рынке существуют, как минимум, бесплатная Linux, а также MacOS, но эффект использования любой операционной системы вызывает что-то вроде наркотической зависимости. После того как абсолютное большинство пользователей перешло на Windows, смена платформы оказывается крайне затруднительным предприятием из-за высоких временных и финансовых затрат на переобучение персонала и модернизацию системы документооборота. Монопольное же положение компании противоречит принципам Евросоюза, где каждое государство должно диверсифицировать как источники поступления природных ресурсов, так и все остальные стратегически важные аспекты существования государственной экономики, чтобы устойчивость развития не зависела от одного государства или частной компании.
По мнению антимонопольного комитета Евросоюза, стратегия Microsoft состоит в том, что компания пользуется своим лидирующим положением на рынке операционных систем для того, чтобы продвигать другие программные продукты.
Поводом судебного разбирательства, в ходе которого возникли требования открыть исходные коды Windows, стало обращение компаний-конкурентов, у которых возникли сложности с интеграцией программного обеспечения с операционной системой Windows. Поскольку Windows установлена на 90 процентах компьютеров, успех независимых компаний-разработчиков зависит от того, насколько их программные продукты хорошо интегрированы с операционной системой Microsoft.
Microsoft уже принудили поставлять урезанную версию Windows (без проигрывателя Media Player и программы Windows Messenger), тем не менее, Microsoft не выполнила основное требование Еврокомиссии. Таким образом, введение штрафных санкций в отношении компании было вполне предсказуемо.
Более того, если руководство Microsoft не поймет суть претензий Евросоюза и будет продолжать настаивать на своем, то ей придется выплатить и новые штрафы. Европейский союз всерьез намерен лишить Microsoft монополии на своем континенте.
Стоит заметить, что урезанная Windows поставляется только в 25 странах ЕС и Южной Корее. России, где уровень пиратства остается высоким, нет дела до монопольного поведения Microsoft. По крайней мере, российское правительство пока ничего не предприняло, чтобы защитить отечественных программистов от софтверного гиганта.
Впрочем, требования Еврокомиссии можно рассмотреть и в ином свете. В феврале 2006 года британские власти вели переговоры с Microsoft, потребовав специально создать уязвимости в системе защиты новой операционной системы Windows Vista. Предполагалось, что сотрудники спецслужб смоут проникать в компьютеры злоумышленников и обеспечивать защиту от террористов на европейском континенте, но компания Microsoft отклонила просьбу британских властей.
Компания Microsoft в 2004 году согласилась на требование открыть исходные коды Windows для 60 правительственных и международных организаций. Новые санкции в отношении Microsoft могут также являться, например, формой давления, которую оказывает государство на компанию, в попытке заставить Microsoft пойти на дальнейшие уступки в области борьбы с международным терроризмом.
В любом случае, европейцы последовательны в своих требованиях, поэтому они уже пообещали наложить на компанию дополнительные, в два раза более высокие (в размере 3 миллионов евро в день), штрафные санкции, если Microsoft так и не откроет исходные коды конкурентам. Можно попробовать увеличить размер штрафов до такой степени, чтобы разорить компанию, тогда в Европе наверняка появится возможность выбора операционной системы, либо же можно вынудить Microsoft добровольно отказаться от агрессивной монопольной политики. Так или иначе, Евросоюз всерьез намерен лишить Microsoft монопольного положения на рынке.
Владимир Борзыкин, Lenta