К лету представительские автомобили, пострадавшие во время наводнения в Центральной и Западной Европе, появятся на украинских авторынках. Узнать их можно по дефектам в комплектации и специфическому запаху.
Небывало суровая зима хлопнула дверью, вызвав в Центральной и Западной Европе паводки и катастрофические наводнения. Подъем воды был настолько стремительным, что тонули автомобили и мотоциклы. Как показывает опыт предыдущих лет, не все авто, хлебнувшие мутной паводковой воды, отправляются на утилизацию. После наводнения 2002 года около 30% субмашин были подвергнуты «предпродажной подготовке» и полулегально экспортированы в Восточную Европу. И в этом году многие из них могут всплыть в Украине.
Средство массового поражения
В народе автомобили, побывавшие во время стихийных бедствий под водой, называют утопленниками. Однако помня о том, что слова и мысли материальны, мы придумали для таких транспортных средств термин SUBмашина или субмашина. По аналогии с субмаринами. Эксплуатация подводных автомобилей сопряжена с множеством неприятностей. Например, постоянно запотевают стекла в салоне или через полтора-два года умеренного использования происходит интенсивная коррозия кузова.
Кроме того, городские наводнения сопровождаются извержением канализационных стоков — идеальной среды обитания для болезнетворных микроорганизмов и вирусов. При высыхании ушедшего под воду автомобиля попавшие в него микробы и бактерии «консервируются», оседая в мягкой обивке салона, поролоне сидений и войлоке шумоизоляции. Извести эту заразу методами, не повреждающими жилое пространство машины, невозможно. К примеру, вирус широко распространенного гепатита-А остается жизнеспособным после получасового кипячения, а некоторые виды бактерий способны к размножению в термальных вулканических водах, то есть в среде, сопоставимой по свойствам с серной кислотой. Поэтому автомобиль, утонувший в городском паводке, в буквальном смысле следует воспринимать как разновидность бактериологического оружия замедленного действия.
Иногда автомобили тонут настолько быстро, что в их салоне гибнут домашние животные и люди. Трупный яд — мощный токсин, сохраняющий опасные свойства на протяжении долгого времени. Авто, ставшее катафалком для живых существ, превращается в эффективное биологическое оружие.
Последствия пребывания в салоне автомобиля, ставшего бактериологическим или биологическим оружием, непредсказуемы. Быстрая утомляемость, беспричинные головные боли и обмороки, отравления и расстройства желудочно-кишечного тракта, инфекционные заболевания — вот далеко не полный перечень опасностей, которые могут представлять собой попавшие в водную стихию машины.
В зону затопления подчас попадают не только жилые районы, но и промышленные объекты — от склада ядохимикатов до АЭС. Поэтому в кузове субмашины кроме микроорганизмов и опасно активных биологических субстанций могут оказаться яды, канцерогенные вещества и даже радиоактивные отходы. Особую опасность представляют реагенты, взаимодействующие с элементами автомобиля. В производстве пенопласта и поролона используется синильная кислота (HCN) — вещество, занимающее верхние строчки в рейтинге суперядов всех спецслужб. Знаменитый по шпионским детективам цианистый калий (KCN) всего лишь производная синильной кислоты. Кстати, цветущая черемуха источает в атмосферу цианосодержащую органику (например, амигдалин). Наслаждение букетом из этих цветов в закрытом помещении может вызвать острую мигрень.
Ватерлиния
Утонувший автомобиль может не быть средством массового поражения, однако бомбой замедленного действия останется навсегда. Степень повреждения субмашины зависит от нескольких факторов и в первую очередь от ее типа. Для суперкаров пребывание под водой смерти подобно. Спортивные автомобили не только напичканы ультрасовременной электроникой, но и оснащены механическими агрегатами, детали которых выполнены с точностью швейцарского хронографа. Абразивные частицы, содержащиеся в паводковом потоке, гарантируют скоротечную кончину двигателя, трансмиссии и тормозной системы. И дай бог, чтобы отказ рулевого усилителя или тормозов не случился на ходу.
Благодаря увеличенному дорожному просвету и специальной компоновке подкапотного пространства наибольшей сопротивляемостью к водной стихии обладают внедорожники большой проходимости. У таких автомобилей система зажигания, генератор, бортовой компьютер и контролер ABS располагаются на максимальном удалении от днища, как можно ближе к крышке капота. Кроме того, в конструкции внедорожников принимаются особые меры по влагопылеизоляции электроники и точной механики.
Легковые автомобили располагаются посередине между суперкарами и внедорожниками. Их подводная уязвимость напрямую зависит от навороченности.
Еще более важна виртуальная ватерлиния, то есть глубина погружения авто в паводковую воду. В 2002 году эксперт немецкого автомобильного клуба Йоханнес Хюбнер заявил, что критической точкой является нижняя кромка приборной панели. Если вода добралась до нее, то по законодательству Германии машина не подлежит восстановлению. При такой глубине погружения выходят из строя электроника, электропроводка, системы управления климат-контролем и приборная панель.
Существует несколько признаков, по которым сразу можно понять, что перед вами SUBмашина. Прежде всего это следы вскрытия и замены приборной панели: отсутствие технологической тонировки шлицов элементов крепления, неровные уплотнения, внутренняя оцарапанность и запыленность защитных стекол, пр. Если при этом заменены магнитола и динамики, то вероятность пребывания под водой становится очень высокой. А если вы найдете следы замены кондиционера или обогревателя, либо при их работе салон наполняется запахами, похожими на запах болота, вероятность того, что вам предлагают субмашину, стопроцентная.
Гидравлический удар
Для жизненно важных узлов и механизмов важно, в каком состоянии они находились при затоплении автомобиля. Двигатель, работавший в момент соприкосновения с водой, мгновенно разрушается вследствие гидравлического удара. Если такому силовому агрегату все-таки удастся уцелеть, то он представляет наибольшую опасность, поскольку в процессе дальнейшей эксплуатации склонен к самовозгоранию.
При заглушенном двигателе и включенной системе зажигания из строя выходят бортовой компьютер, системы управления электродвигателем и приборная панель. Кроме того, отказывают микромоторы холостого хода инжекторных двигателей, погружные электробензонасосы, сервопривод рулевой колонки и педального блока, а также исполнительные устройства электрической регулировки сидений.
Если при затоплении все системы машины были отключены, то теоретически ее можно восстановить. Теоретически, потому что на полную разборку, просушку и повторную сборку субмашины потребуются недели напряженной работы и киловатты электроэнергии. Однако даже при этом вода или канализационные субстанции останутся в закрытых технологических полостях. Такое затопление тоже гарантирует проблемы с тормозной и рулевой системами, системой подачи топлива и автоматическими коробками переключения передач.
Кто и откуда к нам плывет?
На этот вопрос можно ответить однозначно: спортивные машины, автомобили бизнес-класса и внедорожники. С более дешевыми моделями возиться не имеет смысла: процесс «предпродажной подготовки» субмашин отнимает много времени и средств. Во время наводнения 2002 года множество новеньких представительских седанов утонули прямо в автосалонах. Хозяева пострадавших торговых точек получили страховку, и субмашины стали для них обузой. Однако пронырливые бизнесмены из Восточной Европы оптом скупали их по символической цене у западноевропейских страховых компаний.
В 2002–2003 годах предприятия по высушиванию и восстановлению подводных автомобилей активно работали в Белоруссии, Польше и прибалтийских государствах. Причем работали легально. По неподтвержденным данным, подобные мастерские восстанавливали автомобили в Румынии, Чехии и Словакии.
Жесткие таможенные нормативы в отношении ввозимых иномарок вроде как предохраняют украинский рынок от атаки субмашин. Однако еще во времена Киевской Руси было сказано: «По законам не ходить, а законы обходить»! Существуют каналы, по которым подводные автомобили или побывавшие в воде узлы и агрегаты попадают в Украину. Первый канал — граждане, покупающие автомобили за границей, перегоняющие их в нашу страну и продающие на автомобильных рынках самостоятельно или через перекупщиков. Заметим, что с «авторусалками» связываются только перегонщики-гастролеры, торгующие на конкретном рынке один раз. Второй — черные дилеры, которые отличаются от серых полным презрением к закону и морали. Чаще всего они работают через Интернет, маскируясь под известные сайты, либо размещают объявления в каталогах продажи автомобилей.
Третий — клонирование серых дилеров. Предположим, в Киеве работает серый дилер под названием ООО «АвтоШрэк», размещающий рекламу в газетах и печатающий собственные календарики. На другом конце Украины, в городе Энск, создается автосалон «АвтоШрэк Плюс» или «АвтоШрек» (одну букву подменили). В его гостевой комнате на журнальном столике разложены объявления о продажах и календарики настоящего «АвтоШрэка». Ничего не подозревающий клиент пребывает в уверенности, что он покупает у проверенного серого дилера, открывшего филиал в Энске. Но после того как все субмашины распродаются и начинаются проблемы с их эксплуатацией, клон исчезает, а обманутый клиент пытается законными и не вполне средствами восстановить справедливость. По информации «Эксперта», одно клонированное предприятие приносит организаторам около двухсот тысяч долларов прибыли в течение трех месяцев — сумма, ради которой готовы рискнуть многие.
Особый случай — стихийный рынок запчастей. При наводнении многие авто получают тяжелые повреждения, восстановить их невозможно, но и выбрасывать жалко. Активные предприниматели из восточноевропейских государств готовы покупать такие экземпляры за символическую цену. Затем они разбирают их на запчасти, которые реализуют на восточноевропейских авторынках или в сети дикого сервиса. Их установка в обслуживаемый автомобиль превращает его в бомбу с часовым механизмом. Но никто не знает, когда замкнутся контакты.
Есть еще один источник поставок подводных машин — США. Во время урагана Катрина под воду ушли десятки тысяч авто, от которых избавляются на специальных аукционах. Кстати, в Соединенных Штатах постоянно продается множество автомобилей, так или иначе пострадавших от водной стихии. Цены на субмашины в Америке смешные: за побывавшие под водой Mercedes-Benz Е500 2003 года выпуска просят четыре тысячи долларов, Audi Allroad 2005 года обойдется тысяч в семь. Однако по законодательству США, ассоциация продавцов подержанных автомобилей обязана предупредить покупателя обо всех дефектах. Кроме того, информация о затонувших машинах заносится на специальный сайт, к которому имеет доступ любой желающий. В Украине такой практики нет. Поэтому единственный способ обезопасить себя при покупке автомобиля на авторынке — тщательно его исследовать.
Игорь Мягченков, Эксперт.UA