Переход на новые технологии нужно сделать для населения безболезненным.
Это выражение еще не стало широко известным. Во-первых, оно было произнесено несколько преждевременно, а во-вторых, в кругу специалистов. Гендиректор СТС Александр Роднянский выразил опасение, что Россию может ожидать «монетизация бесплатного телевидения».
Опасение коллеги разделяет генеральный директор Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС, доставляющая зрителям сигнал) Геннадий Скляр:
– Цифровая революция означает появление новых возможностей для телевидения, большего количества каналов. Но если в каком-то городе к десяти каналам добавляются еще двадцать, рекламный рынок распыляется, доходы каждого канала падают. Значит, должен возникнуть новый источник доходов. Им может стать абонентская плата. Сейчас жители больших городов России принимают до 17 эфирных каналов практически бесплатно, только немного платят за коллективную антенну. И вдруг им скажут: теперь вы будете получать в три раза больше каналов, но за деньги. Или даже потребуют платить за уже имеющиеся 17 каналов. К тому же зрители должны будут купить цифровую приставку. Это может вызвать социальное напряжение. Вроде бы мелочь: вы умеете покупать мобильные телефоны, теперь покупайте приставки. Но когда речь идет о телефонии, никто же не говорит, что все должны купить мобильные телефоны. А в случае с переходом на цифровые технологии телевидения все население должно либо поменять телевизоры, либо обзавестись приставкой. В нашей стране большие проекты, которые затевает государство, часто ложатся на плечи людей новым бременем, создают неудобства.
– Будет небольшой социальный пакет…
– А кто платит за его доставку? Если государство, то почему оно решило платить именно за те каналы, а за другие нет? Кроме того, должна быть гарантия, что каналы доставят зрителю и местный оператор цифрового телевидения не сможет самовольно их исключить. Иначе что получится? Например, Центризбирком распределит, на каких каналах ведется предвыборная кампания. И выяснится, что эти каналы в какие-то регионы вовсе не доставляются. На их месте уже другие каналы. Выходит, мы не сможем провести выборы.
– В нашей стране кто-нибудь производит цифровые передатчики?
– В феврале подписан договор между РТРС, компаниями «Алмаз Антей Телекоммуникации» и Thales Broadcast & Multimedia о создании на территории России совместного предприятия. Оно будет производить по французским технологиям оборудование для перевода на цифровой формат телерадиовещательной сети.
– Что этот перевод потребует от РТРС?
– До того момента, когда у человека появится в квартире цифровая приставка или цифровой телевизор, нужно обновить всю инфраструктуру доставки сигнала: вышки, передатчики, антенны... (Мы планируем привлечь на модернизацию сети кредит под гарантии правительства в размере 42,9 миллиарда рублей.) Одна из главных проблем состоит в том, как синхронизировать два этих процесса: модернизацию сети и техническое оснащение зрителей. Можно поставить передатчики, но если нет цифровых приставок или новых телевизоров, кто же будет видеть то, что они передают?
– В Мордовии уже синхронизировали. Еще в ряде регионов, в частности, в Ханты-Мансийске объявили, что хотят ввести у себя цифровое телевидение.
– Инициатива – это всегда хорошо. Но когда речь идет о явлении, затрагивающем интересы всей страны, инициатива должна быть встроена государством в четкий план. Если какие-то регионы идут первыми, то другие регионы должны знать, когда они получат цифровое телевидение. Иначе возникнет расслоение как среди людей, так и среди регионов: появятся новые русские – богатые с точки зрения возможностей смотрения, и русские – бедные, которые остаются с тем, что имеют. Кроме того, раз это общенациональная задача, то и ресурсы должны быть объединены.
Подготовила Юлия Ларина
Инф. ФГУП "Российская Телевизионная и Радиовещательная Сеть"