Европейская комиссия (ЕК) определила размеры антидемпинговых пошлин, которыми будут облагаться ввозимые в страны Евросоюза украинские бесшовные трубы. Эксперты уверены, что данные меры носят запретительный характер и, кроме убытков, повлекут за собой полную потерю отечественными трубниками европейского рынка.
На прошлой неделе ЕК распространила документ с расчетами антидемпинговых пошлин, которые будут действовать при импорте российских, украинских, румынских и хорватских бесшовных труб в страны Европейского союза. Согласно документу, размеры пошлин для украинской трубной продукции составят от 13 до 28,2%. В частности, для Никопольского завода стальных труб «ЮТиСТ» — 28,2%, для Никопольского завода бесшовных труб «Нико Тьюб» — 27%, для Нижнеднепровского трубопрокатного завода — 27% и для Днепровского трубного завода — 13%.
Как известно, первое антидемпинговое расследование в отношении импорта украинских бесшовных труб Еврокомиссия начала в 1998 году. По его результатам в феврале 2000 года были установлены квоты в объеме 30 тыс. тонн в год на поставки в страны Евросоюза продукции Нижнеднепровского трубопрокатного, Днепропетровского трубного и Никопольского завода бесшовных труб «Нико Тьюб». На ввоз же продукции данного вида вне квоты была установлена пошлина в размере 38,5% от таможенной стоимости труб. В августе 2002 года предоставленная Украине квота была отменена по инициативе самих украинцев. А уже в 2003 году Еврокомиссия начала новое антидемпинговое расследование по тому же поводу, но в 2004 году прекратила его.
Нынешнее расследование было начато почти год назад по жалобе ряда европейских производителей. А именно: австрийской Voestalpine Tubulars, французской Vallourec & Mannesmann, немецких Benteler Stahl/Rohr GmbH, V&M — Deutschland GmbH, итальянской Dalmine S.p.A. и испанской Tubos Reunidos, которые, по данным за 2004 год, контролируют примерно 67% трубного рынка Евросоюза. Однако оснований, на которых одним из объектов расследования стали трубы именно украинского производства, отечественные эксперты не находят. Дело в том, что, как поясняет генеральный директор «Укртрубопрома» Леонид Ксаверчук, украинская трубная продукция изначально никогда не конкурировала с европейской. На этом рынке Украина всегда занимала ту нишу, в которой основным критерием является соотношение цена/качество, и на которую до сих пор не претендовал никто из европейцев. Речь идет об относительно недорогих трубах для строительства, для механической обработки и т.п.
Между тем, при проведении расследования ЕК этого обстоятельства никак не учитывала. Более того, объектом расследования стали все виды и типы бесшовных труб, которые были определены как «единый продукт», взаимозаменяемый в применении. То есть, вся трубная продукция – механические трубы, трубы, используемые в строительстве, водогазопроводные и нефтепроводные трубы, а также такие специальные и дорогостоящие виды продукции как бурильные, обсадные и насосно-компрессорные трубы, используемые при разведке и эксплуатации нефтяных месторождений — была, по сути, свалена в одну кучу.
ЕК аргументировала этот подход тем, что якобы нарезные трубы, а также трубы нефтяного сортамента могут быть трансформированы в трубы, соединяемые посредством сварки, путем простой операции удаления резьбы. По мнению г-на Ксаверчука, подобного рода аргументация абсолютно бессмысленна, поскольку предполагать, что украинские заводы при производстве дорогостоящей трубной продукции будут осуществлять на ней нарезку резьбы, а затем на территории ЕС — срезать эту резьбу и продавать ее по более низким ценам себе в убыток, просто глупо.
Кроме того, расследование велось исходя из общей оценки ущерба, наносимого европейской трубной промышленности всеми четырьмя странами-поставщиками без учета индивидуальных особенностей импорта. При этом рост объема импорта за рассматриваемый период был зафиксирован только из России, Румынии и Хорватии, тогда как Украина, наоборот, сокращала свои поставки в ЕС (2002 год — 129 тыс. тонн, 2004 год — 83,9 тыс. тонн). Более того, средние цены на украинские трубы были на 22% выше цен на аналогичную продукцию российского производства. Тем не менее, на выводы Еврокомиссии, вследствие примененного ею «среднеарифметического» подхода, данные обстоятельства никак не повлияли.
Основной же причиной, по которой Еврокомиссия сочла нужным установить антидемпинговые пошлины на ввоз украинских бесшовных труб, стали действующие в Украине цены на электроэнергию и природный газ. Так, в процессе расследования ЕК пришла к выводу, что они не являются рыночными. Однако, как отмечают эксперты, усматривать в этом фактор демпинга со стороны украинских трубопроизводителей в той нише рынка, где они никак не конкурируют с европейскими компаниями, вряд ли правомерно. Более того, как считает г-н Ксаверчук, это еще и неэффективно. Ведь сегмент недорогих труб, который до сих пор занимала Украина, в случае ее вытеснения посредством введения антидемпинговых пошлин тотчас же захватят производители продукции из третьих стран, ведущие агрессивную политику на европейском рынке,— например, Китай.
Итак, исходя из результатов антидемпингового расследования, для проведения которого вряд ли существовали достаточные основания и в ходе которого были применены заведомо некорректные подходы, украинская трубная подотрасль оказались под угрозой ущерба в размере 100 млн долларов в год и полной потери европейского рынка. Дело в том, что, как поясняет главный советник по вопросам торговой политики Ассоциации производителей труб «Укртрубпром» Андрей Гончарук, традиционно фискальной мерой считаются пошлины в размере 10-12% от таможенной стоимости труб, поскольку при пошлине свыше 12% предприятия уже не могут осуществлять прибыльные поставки. Если же учесть, что на сегодня украинские трубопроизводители поставляют в ЕС 11,2-11,5% всего объема бесшовных труб, то 13-28,2-процентных пошлин приведет к потере десятой части сбыта этого вида продукции. Более того, по словам эксперта, диверсифицировать поставки бесшовных труб и, в перспективе, вернуться на европейский рынок будет едва ли возможно.
Впрочем, как считают и сами трубопроизводители, и чиновники, пока еще не все потеряно. По прогнозам экспертов, окончательное решение о введении антидемпинговых пошлин Еврокомиссия примет в течение мая-июня. А значит – еще есть некоторое время для того, чтобы представить ей свои контраргументы и попытаться повлиять на исход дела. Для этого руководство «Укртрубпрома» уже обратилось к премьер-министру Украины Юрию Еханурову, министру экономики Арсению Яценюку, министру промышленной политики Владимиру Шандре, министру иностранных дел Борису Тарасюку и к представителю Украины в ЕС Роману Шпеку с просьбой принять непосредственное участие в переговорном процессе с Еврокомиссией и защитить интересы украинских трубников. В свою очередь Кабинет Министров Украины также выразил готовность отстоять для отечественных предприятий более низкие ставки пошлин. Разработкой соответствующей аргументации, которая должна быть подана в Еврокомиссию не позднее 19-20 марта, поручено заняться Министерству экономики и Министерству промышленной политики Украины.
Как бы то ни было, но действенность рациональных доводов в отношении результатов расследования, в которое украинские трубы были включены по иррациональным причинам и которое вообще проводилось с применением иррациональных подходов, будет зависеть не столько от того, насколько убедительными они будут по сути, сколько от подлинной мотивации Еврокомиссии при принятии решения.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)