Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик на днях сделал два заявления относительно тарифов на газ и электроэнергию для населения.
Сначала министр заявил, что нет никаких оснований говорить о пересмотре цен.
Впоследствии на одном из телеканалов высказал он же высказал мнение о том, что цены на электроэнергию все же можно снизить
Какова на самом деле ситуация с тарифами на газ и электричество для населения и есть ли основания их менять.
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий:
— Министр энергетики Игорь Насалик не может устанавливать тарифы. На газ их устанавливает Кабинет министров, а на электроэнергию – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Правительство своим постановлением №187 фактически привязало цену на газ к импортному паритету плюс налоги. Они обязались пересматривать тариф для населения дважды в год, если за предыдущий период импортный газ подорожал более чем на 10%.
Такая предпосылка сейчас возникла. Если сейчас не пересмотреть нормативную базу и не внести в это постановление изменения, то с 1 октября этого года нужно будет поднять тариф на газ для населения на 19%. О чем было отмечено в проекте финансового плана «Навтогаза», который Кабмин не согласовал.
Сейчас Минэнергетики пытается изменить алгоритм расчета этого тарифа. В частности, поменять периоды. Например, взять только лето.
Летом цены на газ, как правило, меньше. Если Кабмин наконец примет новую редакцию постановления, вероятно, цена импортного паритета вырастет только на 5-7%, а не на 10%. В таком случае правительству не нужно будет поднимать тариф.
Однако есть информация, что Международный валютный фонд против такого подхода. В свое время все эти вещи с ним согласовывались. Это же не с потолка взято.
Премьер-министр Владимир Гройсман якобы попытается убедить МВФ в справедливости изменения алгоритма. Но удастся ли это ему? Поэтому говорить сейчас об уменьшении тарифов на газ не стоит.
Также непонятно, как скажется на общем объеме оплат введение платы за пользование сетями для бытовых абонентов. В апреле Регулятор проголосовал, а потом отменил эту абонплату. На последнем заседании НКРЭКУ не смогли принять решение. Но, думаю, в конечном итоге реализуют.
Тогда тариф на газ, возможно, не возрастет, а даже уменьшится, но общий объем выплат домохозяйствами может быть большим.
Что касается электричества, не совсем понятно, как собираются уменьшать цену. Сейчас нет никаких экономических оснований, чтобы уменьшать тарифы для населения. Наоборот, есть основания говорить, что тарифы будут повышаться. Перекрестное субсидирование до сих пор не исчезло. Промышленность дальше дотирует поставки электроэнергии населению.
Чтобы оно исчезло, нужно поднимать тарифы для населения на 20%, а то и больше. Если либеральная реформа и дальше будет реализовываться, поднятие тарифов на электричество неизбежно.
Кроме того, существует новая модель рынка электроэнергии. Новый закон предусматривает, что с 1 июля 2019 года НКРЭКУ никакие тарифы не устанавливает. Будет существовать рынок, это все им будет регулироваться.
Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических стратегий:
— Нынешние тарифы на газ завышены. Они не соответствуют действительной себестоимости добычи газа в Украине, ведь потребителям продается именно украинский газ, а не тот, что на немецком хабе, который сейчас и берут за основу для расчета тарифа.
В Украине цена на газ для населения может составлять максимум 3500 грн. Это признает даже «Укргаздобыча» в своих презентациях. Для компании 3500 грн с налогами, рентой – очень хорошая цена.
Когда в прошлом году повышали тарифы на газ, Министерство экономики делало презентацию. В ней было сказано, что «Укргаздобыче» денег, которые они получали до 2016 года с минимального тарифа 3600 грн за тысячу кубометров, было достаточно.
А средства с повышения до 6900 грн будут дополнительными, для инвестиционной деятельности. Проблема только в том, что «Укргаздобыча» не может их освоить. У них нет ни работников, ни оборудования. Даже то, что они сейчас проводят тендеры и закупают оборудование – это все не решает проблемы. Не говоря о том, куда они будут поставлять добытый газ. Поэтому тариф завышен.
Что же касается электроэнергии – там тариф, наоборот, занижен. Несмотря на то, что в 2015-2017 годах было постепенное повышение, сегодня промышленность на рынке электроэнергии все равно продолжает дотировать население, которое платит более дешевый тариф.
В НКРЭКУ периодически говорят, что цену на электричество для населения нужно повышать. Регулятор планирует минимальную цену до 100 кВт использованного электричества повысить с 0,9 грн до 1,5-1,7 грн, то есть фактически вдвое. А за свыше 100 кВт – с 1,6 грн до 2,5-2,7 грн.
Неизвестно, как будет развиваться рынок дальше. Вот сейчас существует проблема с отсутствием угля антрацитовой группы. Вынуждены его завозить из-за границы. То есть цена на электроэнергию уже увеличивается.
Планируют перейти на использование газовой группы угля. А будет ли хватать его? У нас уже дефицит. А что будет с атомными электростанциями, если неожиданно какой-то блок выведут в ремонт и он уже не включится? Могут же быть различные технические проблемы.
Не говоря о том, что эти блоки постепенно нужно выводить из работы. Поэтому, к сожалению, обратного пути в вопросе электроэнергии точно нет. Он может быть только в том случае, если поставят двухзонный или трехзонный счетчик и будут пользоваться дешевой электроэнергией ночью. Но и она не будет дешевой. В лучшем случае цена составит около 0,5 грн за кВт.
Геннадий Рябцев, эксперт по энергетике, директор спецпроектов научно-технического центра «Психея»:
— Разъяснения министра не помогли понять ни причины, ни поводы для снижения стоимости энергоносителей для населения.
Тарифы будут расти. Они формируются по принципу: затраты компании плюс ее прибыль. Вследствие инфляции и подорожания валюты затраты компании растут. Соответственно, будут расти и тарифы. Осенью может быть новая волна повышения тарифов. На сколько они повысятся, трудно спрогнозировать, ведь затраты, которые будут заявлены, могут быть достаточно произвольными.
Касаемо цены на газ: согласно постановлению Кабмина №187 от прошлого года, индекс инфляции достиг такой величины, что это является основанием изменения тарифа. Поэтому вполне вероятно, что заявления министра имеют исключительно политический характер. Обусловленные противостоянием, которое существует между руководством Министерства энергетики и НАК «Нафтогаз Украины».
Валентин Землянский, эксперт по энергетическим вопросам:
— Тарифы на газ будут расти. Заявления со стороны правительства, что тарифы не будут подниматься, были и раньше. Сразу после них и подняли.
Существует финансовый план «Нафтогаза», который настаивает на пересмотре тарифов в соответствии с корректировкой с европейскими биржами. Правительство сопротивляется таким инициативам НАК. Снова разыгрывается игра «добрый царь и злые бояре». Добрый Кабмин и такой злой «Нафтогаз», который подчиняется Кабмину, да еще и высчитывает тарифы согласно его постановлению №187.
Никаких изменений в постановление не внесли. Поэтому неизвестно, как именно они будут регулировать этот вопрос. К тому же эту позицию нужно согласовать с МВФ, потому что все положения, которые прописаны в постановлении, закреплены и в Меморандуме с Фондом. Поэтому возникает правовая коллизия. Как правительство из нее будет выходить – загадка.
С электричеством ситуация проще. Там повышение пока не предусмотрено. Даже с учетом импорта угля. Если повышение и будет, то в следующем году. И, вероятнее всего, начнут с промышленности. Косвенно на уровне цен население это почувствует, но предпосылок для прямого повышения тарифов для населения до весны следующего года нет.
gazeta.dp.ua