Миллиардные долги «Укрнафты» уже несколько месяцев продолжают оставаться темой №1 в противостоянии днепропетровского олигарха Игоря Коломойского и государства.
Компания остается одним из самых больших должников, и просвета в этой истории не наблюдается.
Государство в лице ГФС пытается отсудить средства и параллельно ведет бесперспективные переговоры с менеджментом.
В то же время главные встречи, на которых может определиться будущее «Укрнафты», происходят в более узком кругу и втайне.
Недавно менеджмент «Укрнафты» предложил запустить процедуру санации. ЭП разбиралась, к чему это может привести, кто в итоге окажется в выигрыше, и встречался ли накануне Коломойский с главой «Нафтогаза» и главой ГФС для решения этого вопроса.
Что происходит
«Укрнафта» задолжала государству 10,4 млрд грн налогов. Долг сформировался преимущественно за счет неуплаты ренты и налога на прибыль.
В компании заявляют, что на уплату долга денег нет. Вопреки обещаниям главы «Укрнафты» Марка Роллинса обеспечить его своевременное погашение, пока из месяца в месяц он только увеличивается.
Многие эксперты считают накопление дебиторской задолженности одним из способов выведения денег из компании. Дебиторская задолженность компании — 18,7 млрд грн. По итогам года чистый убыток «Укрнафты» составил 4,9 млрд грн.
Пока все меры ГФС и правительства по части взыскания долгов с «Укрнафты» ни к чему не привели. Государство погрязло в судебных исках с компанией.
Как известно, еще в сентябре налоговая описала имущество «Укрнафты» в качестве налогового залога. Компания пыталась оспорить это решение, но суд оказался на стороне государства. Впрочем, это мало что меняет.
«Каждый день посылаем инкассо на списание денег, но списали всего 5 млн грн», — заявил глава Государственной фискальной службы Роман Насиров на заседании Кабмина 18 марта.
По его словам, если ситуация сохранится, то имущество будет выставлено на продажу, или компания пойдет на банкротство или санацию. Сейчас на слуху последний из вариантов.
Про санацию
Провести в «Укрнафте» досудебную санацию предложил Роллинс.
«Это необходимо, чтобы компания могла уплатить всю налоговую задолженность. Данная процедура требует согласования с судом, но не является судебной санацией. Ее цель — достижение договоренности с основными кредиторами, — заявил он.
По мнению менеджера, это единственный возможный вариант. В противном случае уже в течение 2016 года компанию ждет банкротство.
Санация — это система мер, позволяющих избежать банкротства должника или его ликвидации.
Утверждение процедуры состоит из четырех этапов: утверждение программы набсоветом, поддержка собрания акционеров, положительное голосование совета кредиторов, подтверждение процедуры в суде.
Предполагалось, что собрание акционеров состоится 28 марта. Этого не произошло. Как утверждают в «Нафтогазе», причина в том, что компания не предоставила все материалы для анализа результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.
По словам Роллинса, режим санации необходим на «несколько лет». Хотя по словам юристов, это правовая коллизия.
«Срок процедуры санации не может превышать срок, предусмотренный планом санации, и может быть введен хозяйственным судом не более чем на двенадцать месяцев со дня утверждения судом плана санации», — отметил в комментарии ЭП управляющий партнер Suprema Lex Виктор Мороз.
Кому выгодно
Санация дает время должнику на реструктуризацию его хозяйственной деятельности, чтобы восстановить платежеспособность и избежать процедуры банкротства. Однако в случае с «Укрнафтой» есть немалый риск, что санация позволит компании растянуть возврат долгов на неопределенный срок.
«Этот сценарий означает, что «Укрнафта» в течении 12 месяцев с момента утверждения плана санации не будет погашать налоговую задолженность, включая штрафы и пени за прошлые периоды.
При этом обязательства по текущей задолженности, которая будет возникать после утверждения судом плана досудебной санации, остаются неизменными, и мораторий на них не распространяется», — объясняет ассоциированный партнер «Скляренко, Сидоренко и партнеры» Юлия Стусенко.
Кроме того, по ее словам, досудебная санация предоставляет должнику возможность воспользоватся мораторием на удовлетворение требований кредиторов и дает гарантию, что до окончания санации никто из кредиторов не сможет возбудить дело о банкротстве компании.
Досудебная санация, по словам Стусенко, невыгодна кредиторам. Введение моратория на удовлетворение их требований ограничивает их права на срок действия санации.
«Этот инструмент выгоден должнику, в нашем случае — «Укрнафте». Погашение долгов, в том числе и налоговой задолженности, при утверждении досудебной санации может, как минимум, заморозиться на год», — отмечает юрист.
Помимо этого, по словам адвоката, руководителя налоговой практики АО «Вдовичен и партнеры» Марии Золотаревой, утвержденный план досудебной санации не исключает реструктуризацию налогового долга и денежных обязательств «Укрнафты» на условиях их аннулирования (прощения) либо рассрочки (отсрочки).
Понять, какой размер налогового долга и на каких условиях будет платить предприятие, возможно лишь после анализа плана санации.
ЭП поинтересовалась позицией главы ГФС в отношении санации и дальнейших шагов, которые служба намерена предпринять для взыскания долга. Официальный ответ — «без коментариев».
«Мы ждем ответа ГФС по вариантам развития ситуации с задолженностью Укрнафты», — сообщили ЭП в пресс-службе «Нафтогаза».
Спорный метод
Опрошенные ЭП юристы говорят, что санация — не самый популярный в Украине способ спасения предприятий.
Этому, по словам Золотаревой, есть много объяснений, в том числе отсутствие до недавних пор порядка ее проведения. Положение о порядке проведения досудебной санации Высший хозяйственный суд Украины принял лишь в декабре 2013 года.
«Еще одна причина — «привычка» кредиторов к «традиционной» процедуре банкротства и их нежелание отказываться от своих притязаний», — утверждает она. Как следствие, говорит юрист, механизм досудебной санации мало распространен в Украине.
Тем не менее, случаи ее применения были.
Как объяснил Мороз, вполне успешными оказались процедуры восстановления платежеспособности с помощью досудебной санации завода им. Малышева в Харькове или завода «Арсенал» в Киеве. Неоднократно, по его словам, восстанавливалась платежеспособность предприятия «Энергоуголь» и ряда коммерческих банков.
«Механизм санации эффективный, если есть желание сохранить предприятие. К нему нередко прибегают потенциальные инвесторы отечественных предприятий. Если досудебная санация пройдет успешно, и план санации будет выполнен, то она окажется вполне эффективным способом взыскания налоговой задолженности», — говорит юрист.
Если же предприятие восстановить не удастся, и оно уйдет в процедуру банкротства, на уплату налогов можно не рассчитывать.
Тайные встречи
Многие решения такого уровня, а тем более, когда речь идет о десятимиллиардном долге, власти предпочитают обсуждать с собственниками за закрытыми дверями.
Последнее заседание набсовета так и не состоялось, но в тот же день прошла друга встреча.
По словам собеседника ЭП из «Нафтогаза», 28 марта глава набсовета НАК Андрей Коболев, глава ГФС Роман Насиров и один из собственников «Укрнафты» Игорь Коломойский встречались для обсуждения ситуации в компании. Встреча якобы состоялась в офисе НАК.
В свою очередь, собеседник в ГФС утверждает, что встречались только Коболев и Насиров.
«Коломойского не было. Они обсуждали правовые варианты запуска процедуры досудебной санации. Договорились проработать на предмет реалистичности каждый из них», — сообщил источник. Он также заверил, что разговор был абсолютно рабочим, и никакие решения в его ходе не принимались.
Разговоров о тайных переговорах и совещаниях вокруг «Укрнафты» ходит много. Особенно они активизировались в контексте приезда Коломойского в Украину и его непубличных встреч в Администрации президента.
ЭП обратилась к Андрею Коболеву и Роману Насирову с просьбой прояснить, в каком формате проходила встреча, и к чему в итоге пришли.
До сих пор тему «Укрнафты» руководство ГФС не отказывалось комментировать. Когда в сентябре 2015 года «Украинская правда» написала, что Роман Насиров летал в Женеву и встречался там с Коломойским, то Насиров это опроверг. «Я не летал в Женеву к Коломойскому», — сказал он тогда изданию.
Сейчас же опровергать факт встречи ни в НАК, ни в ГФС официально не стали. Если придерживаться варианта, что в понедельник встреча прошла абсолютно в рабочем режиме, и на ней присутствовали только Коболев и Насиров, то их отказ комментировать это выглядит странно.
ЭП обратилась в «Укрнафту» с просьбой прокомментировать последние события, связанные с компанией. На вопросы издания ответил исполнительный вице-президент по вопросам социального и экологического развития «Укрнафты» Геннадий Радченко.
— Вы допускаете возможность начала процедуры досудебной санации «Укрнафты». Почему вы считаете санацию необходимой?
— В сложившейся ситуации нет простого решения, позволившего бы в одночасье рассчитаться с долгами и начать вкладывать средства в развитие.
Вот этот юридический механизм, называющийся «досудебной санацией» (в Украине еще не использовался, во всяком случае в таких ситуациях), предпочел бы назвать финансовым оздоровлением. Такой вариант мы считаем наиболее вероятным и безопасным для выхода из кризиса.
Это даст возможность финансовой «передышки» и позволит сохранить производственные процессы без таких радикальных мер, как приостановление лицензий. Финансовое оздоровление позволит компании погасить существующую задолженность.
Мы предложили этот процесс, поскольку в сложившейся ситуации компания не способна погашать накопленную «историческую» задолженность. В то же время «Укрнафта» выполняет текущие обязательства, в том числе налог на прибыль, то есть операционная деятельность компании остается прибыльной.
— Какие дальнейшие шаги должны быть сделаны для запуска этого механизма?
— Заседание наблюдательного совета — общее собрание акционеров — согласие кредиторов и, наконец, подтверждение этого согласия судом.
Решение о старте процесса принимает высший орган управления компанией — общее собрание акционеров. 16 марта правление обратилось к наблюдательному совету с предложением инициировать процесс финансового оздоровления и созвать по этому вопросу общее собрание акционеров.
— Заседание было запланировано на 28 марта. Оно не состоялось. Когда состоится следующее заседание набсовета, во время которого планируется обсудить вопрос санации?
— В настоящее время дата не определена, но это вопрос не к нам, а к наблюдательному совету.
— В какие сроки возможно погашение налоговой задолженности в случае старта процедуры санации?
— Это будет решено в результате переговоров с ГФС, НАК «Нафтогаз Украины», акционерами и кредиторами компании.
— Появилась информация, что в понедельник этот вопрос обсуждался с главой «Нафтогаза» Андреем Коболевым и главой ГФС Романом Насировым. Говорят, во время встречи присутстовал один из акционеров компании Игорь Коломойский. О чем они договорились?
— Этот вопрос следует задать участникам диалога. Правительство и «Нафтогаз Украины» заинтересованы в возобновлении эффективной работы «Укрнафты» и готовы активно помогать. Сейчас для них важно глубокое понимание ситуации и реальный план.
— «Укрнафта» предложила использовать для погашения налоговой задолженности 2 млрд кубометров газа, которые находятся на балансе компании. Каким вы видите механизм взаимозачета этих долгов? Была ли реакция НАК и ГФС на ваше предложение?
— Мы хотим, чтобы было выполнено решение всех судов, вплоть до самой высшей инстанции суда. Решение, вступившее в законную силу несколько лет назад, до сих пор не выполнено. (Насколько известно, невыполнение решения суда является преступлением, не так ли?)
Упростим ситуацию: вы положили на счет в банке 100 грн, даете распоряжение банку перечислить деньги вашему родственнику, а банк отвечает: не могу, ваши деньги истрачены населением…
Итак, компания предложила исполнить решение Высшего хозяйственного суда Украины, которое подтвердило право собственности ПАО «Укрнафта» на 2 млрд куб м газа и обязало ПАО «Укртрансгаз» передать соответствующий объем газа «Укрнафте» с оформлением необходимых документов.
В данном случае нет спора о цене, речь идет о конкретном объеме газа, который «Укртрансгаз» должен нам вернуть. Это решение суда не исполняется более полутора лет. По фактам заведомого неисполнения судебного решения уже открыто четыре уголовных производства.
Поскольку газ — ликвидный актив, «Укрнафта» считает, что ГФС обязана принять его в залог и продать на публичных торгах, как это и предусмотрено Налоговым кодексом. Рыночная стоимость этого объема на данный момент превышает 13 млрд грн. Деньги, полученные от продажи, под контролем ГФС будут направлены в бюджет на погашение задолженности.
И еще одно. Кажется, пора перенести дискуссии о долгах и будущем «Укрнафты» из эмоциональной плоскости в рациональную, основанную на фактах. Мы видим будущее компании в ее развитии, увеличении добычи нефти в три раза, а газа — наполовину. Конечно, не сразу, в течение десяти следующих лет.
Для этого нужны вложения в производство на уровне 2-2,5 млрд грн в год. Этот четкий план есть. Конечно, нужно и финансовое оздоровление, возобновление платежеспособности компании. Это предложение также на столе.
укроп.org