«Укрзализныця» планирует в очередной раз повысить тарифы на грузоперевозки: на 15% с первого марта. Промышленники и аграрии возмущены — говорят, это убьет их отрасли.
За последние полтора года горняки, металлурги и аграрии пережили настоящее потрясение: для них грузоперевозки подорожали на 45%. Но весной возможно повышение тарифа еще на 15%. Это решение может подкосить отрасли окончательно.
«В ситуации, когда предприятия считают каждый доллар, это решение может подтолкнуть их к пропасти, — говорит президент объединения «Металлургпром» Александр Каленков. — Если мы в конце 2016-го года будем еще иметь работу горно-металлургического комплекса, это уже будет большой успех. Если предприятия закроются, миллион человек останется без работы. А страна — без $6 млрд выручки, ведь металлурги работают в основном на экспорт. Повысить цены на сталь не могут, покупать дороже никто не станет».
Гендиректор комбината «Запорожсталь» Ростислав Шурма согласен: «Мы не можем там устанавливать свою цену. Мы берем цену, которую предлагает рынок. На сегодня реалии таковы, что мы работаем с нулевой рентабельностью».
С пессимизмом ожидают поднятия тарифов и электроэнергетики. Ведь чтобы дать ток, нужно как минимум довезти уголь до станции. По словам директора по логистике «ДТЭК Энерго» Ореста Логунова, если энергетики поднимут свой тариф, еще больше электроэнергии профильное министерство вынуждено будет покупать в России: «То есть, мы будем вынуждены платить зарплату российской железной дороге».
Железнодорожники парируют: у них инфраструктура изношена, а на Востоке — и вовсе разрушена. Да и зарплата у машинистов низкая. «Сегодня машинист поезда, локально-магистрального локомотива, имеет зарплату 6,5 тысячи гривен. Повысив тарифы на грузоперевозки, «Укрзализныця» (УЗ) рассчитывает получить дополнительные 5 млрд гривен», — разъясняет и. о. главы правления ПАО «Укрзализныця» Александр Завгородний.
Но промышленники сомневаются, что деньги пойдут на инфраструктуру и зарплаты. После предыдущих повышений железная дорога уже собрала с них 9 млрд грн, но где они — неизвестно. Их мнение разделяет и член комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Владимир Гусак: «Ежегодно происходило повышение тарифов. А тем временем износ вагонов и локомотив все время увеличивался. Так, износ тепловозов уже достиг 100%».
В Госрегуляторной службе Украины также сомневаются, что железнодорожные тарифы нужно повышать, ведь никаких финансовых обоснований им не предоставили. Председатель Госрегуляторной службы Ксения Ляпина считает, что нужно сначала понять, что из этого получится: «Гибкость тарифов должна зависеть от индексов нашей промышленности. Ведь иначе высокотехнологичные интернет-бизнесы не будут возить грузы по железной дороге».
Чтобы избежать потрясений в экономике страны, промышленники предлагают установить мораторий на повышение тарифов на грузоперевозки — до стабилизации ситуации на мировых рынках. Но пока власти создали только рабочую группу при Мининфраструктуры, и пообещали создать независимый орган, который станет контролировать тарифную политику в транспорте. Ведь «УЗ» — монополист, который, к тому же, уже 1,5 года — без полноценного руководителя.
veroyatno.com.ua