Азотные предприятия ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот» и ПАО «Концерн «Стирол» на востоке Украины еще осенью получили каникулы по погашению задолженности за газ перед ДК «Газ Украины» до завершения антитеррористической операции на Донбассе. А в конце декабря Кабмин опубликовал детали договоренностей. Однако наличие этих договоренностей пока не позволило Ostchem запустить предприятие в Северодонецке.
«Условиями мировых соглашений между ПАО «Концерн «Стирол» и ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот» предусмотрено исполнение обязательств перед ДК «Газ Украины» на условиях рассрочки оплат, которые совершаются ежемесячно равными частями на протяжении 24 месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем окончания антитеррористической операции, проводящейся в связи с известными событиями в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», – поясняют в НАК.
Таким образом предприятия бизнесмена получили льготный период для уплаты всех накопившихся долгов по оплате газа. Согласно исковым требованиям поставщика ДК «Газ Украины», указанные заводы на востоке страны должны ему около 1,6 млрд гривен.
Поэтапно выплачивать долги за газ компании Кабмин разрешил еще в сентябре. Но озвученные договоренности касались только черкасского «Азота» и «Ривнеазота», суммарная задолженность которых перед «Газ Украины» составляла на тот момент 3,6 млрд гривен. Тогда же правительство решило разблокировать арестованный газ компании Фирташа, находящийся в ПХГ. И разрешило начать его поставки на черкасский и ровенский заводы для их запуска.
Ostchem в ответ пообещал погасить 2,96 млрд гривен долга данных предприятий перед «Газ Украины» до конца января 2016-го, и отправила поставщику первый платеж в сумме 385 млн гривен. Как сообщил глава МВД Арсен Аваков, по состоянию на вторую половину декабря компания погасила 1,8 млрд гривен долгов ровенского и черкасского предприятий. А к концу декабря, говорят в НАК, Ostchem погасила долг досрочно.
Какие договоренности имеются у сторон по поводу восточных заводов, до сих пор оставалось неясным. Чтобы возместить долги ДК «Газ Украины», им нужно наладить выпуск удобрений. «Стиролу» сделать это проблематично, поскольку предприятие фактически является штаб-квартирой «ДНР» и практически лишено контроля со стороны управляющей компании Ostchem.
Иная ситуация складывается на северодонецком «Азоте» – он находится на территории, подконтрольной Украине. И вполне мог бы возобновить производство. Тем более что к весне на предприятии уже должны быть накоплены определенные объемы азотных удобрений. Поскольку мощности завода позволяют ему производить около 600 000 тонн аммиачной селитры в год, именно этого объема удобрений и не будет хватать рынку.
Как сообщили Forbes на предприятии, там давно пытаются возобновить выпуск удобрений, но пока безрезультатно – завод не может получить доступ к поставкам газа. «Руководство Ostchem ведет переговоры с НАК «Нафтогаз Украины» по поводу закупок газа либо по реверсу, либо у самого НАК, но они не принесли пока никаких результатов», – объясняет источник на предприятии.
На вопрос о том, какие требования, не устраивающие менеджеров Фирташа, выдвигает НАК, на «Азоте» уточняют, что «Нафтогаз» настаивает на предоплате. «Для нас это неприемлемо и ставит предприятие в антиконкурентные условия», – подчеркивает представитель правления предприятия, пожелавший не называть себя.
В НАК «Нафтогаз Украины» Forbes сообщили, что «Северодонецкое объединение «Азот» на предмет заключения договора о поставке природного газа в компанию не обращалось. И «Нафтогаз» поставки газа предприятию не осуществляет.
Своего газа, хранящегося в ПХГ, Ostchem недостаточно, чтобы запустить еще и северодонецкий «Азот». Напомним, в конце апреля премьер-министр Арсений Яценюк поручил главе МВД Арсену Авакову арестовать 500 млн куб. м газа компании, которые находятся в украинских ПХГ. Этого объема черкасскому «Азоту» и «Ривнеазоту» хватит менее чем на полгода работы – до марта 2016-го, когда спрос на удобрения достигнет пика. К этому времени заводы должны наработать удобрения к весенней посевной.
В то время как менеджеры Фирташа пытаются завести природный газ на свой единственный перспективный завод на Донбассе, Генпрокуратура затеяла ревизию приватизации предприятия, состоявшейся в 2004 году.
Соответствующее расследование ведомство начало в ноябре текущего года. Некоторые СМИ допускают, что Генпрокуратура действует в пользу одного из бывших инвесторов предприятия – Константина Жеваго. Но его пресс-секретарь опроверг Forbes интерес своего босса к активу.
Вполне вероятно, что давление прокуратуры на нынешнего собственника Дмитрия Фирташа связано с предстоящим заключением контракта на поставку газа предприятию. По крайней мере, такую версию озвучивают эксперты. И как только станет известен поставщик, можно будет судить о договоренностях управляющей компании с этим игроком газового рынка.
Пока же очевидно, что менеджеров Фирташа убирают с руководящих постов государственных предприятий. Например, 16 декабря глава МЭРТ Айварас Абромавичус объявил о новом директоре на ПАО «Сумыхимпром», которым длительное время косвенно управлял через своего менеджера Игоря Лазаковича Дмитрий Фирташ. Новым директором станет Димитрий Каландадзе, имеющий опыт горной добычи в компаниях JSC RMG Copper и GeoProMining. Напомним, что до прихода грузинского назначенца приближенный к президенту глава Одесской ОГА Михеил Саакашвили обвинял Дмитрия Фирташа в коррупционных действиях на «Сумыхимпроме» и вымывании оттуда государственных средств.
infoindustria.com.ua