В ближайшее время у нефтедобывающего фаворита страны – ПАО «Укрнафта» — появится новый руководитель. Чиновники называют это событие началом восстановления госконтроля над одним из ключевых предприятий отрасли. Но реальные последствия кадровой перестановки будут кардинально противоположными.
Тема смены главы «Укрнафты» была поднята на повестку дня еще в прошлом году – одновременно с перезагрузкой центральной исполнительной власти. С того времени эта инициатива не получила практической реализации по нескольким причинам, одной из которых было отечественное законодательство. Речь о Законе «Об акционерных обществах», которым кворум для собрания акционеров был регламентирован на уровне 60%. Для государства, владеющего 50%+1 голос «Укрнафты», эта планка была слишком велика. Но чиновники нашли способ решения этой проблемы: Верховная Рада пусть с трудом, но внесла правки в упомянутый Закон, после которых принадлежащей государству доли уже было достаточно для проведения акционерного собрания.
Таким образом, были созданы предпосылки для того чтобы НАК «Нафтогаз Украины», владеющий госпакетом ПАО, смог самостоятельно провести сборы, на которых утвердить все необходимые кадровые решения. Под этим соусом последние недели велась активная подготовительная работа, результаты которой стали известны на днях. Речь идет об окончании конкурса на должность главы правления «Укрнафты», проведением которого занимался Номинационный комитет Кабинета министров. В соответствии с его решением, победителем соревнований стал британец Марк Роллинз. Теперь его кандидатура будет вынесена на рассмотрение Кабмина, и в случае одобрения – утверждена на собрании акционеров, которое назначено на 22 июля.
В правительстве Роллинза называют «классным профессионалом», поэтому он наверняка с легкостью пройдет оставшиеся технические этапы. В пользу этого прогноза говорит и тот факт, что за плечами будущего главы «Укрнафты» колоссальный опыт — нефтяной отрасли он посвятил больше 30 лет. Правда, записи в резюме вовсе не гарантируют, что новый руководитель ПАО будет работать на государство. Для того чтобы с этим согласиться, достаточно одного факта: в соответствии с уставом «Укрнафты», право предложения кандидатуры главы правления относится к исключительной компетенции ее миноритарных акционеров – оффшоров Littop Enterprises Ltd, Bridgemont Ventures Ltd и Bordo Management Ltd из группы «Приват» Игоря Коломойского.
Кстати, для того чтобы это правило стало неоспоримым, юристы днепропетровсокго магната уже занялись его узакониванием. Речь идет о недавнем обращении перечисленных оффшорокв Международный арбитражный суд Лондона, в котором они пожаловались на упомянутые правки к Закону «Об акционерных обществах». Конкретных требований в этом обращении нет, что лишь подтверждает версию о том, что таким образом «Приват» пытается подстраховать себя от непредвиденных кадровых предложений на грядущих акционерных сборах «Укрнафты». Впрочем, многие считают, что с этой перестраховкой Игорь Валерьевич явно переборщил, ведь правительство уже фактически в открытую играет на его стороне. Взять хотя бы недавнее поручение премьер-министра Арсения Яценюка, в котором идет речь о создании вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК).
По словам премьера, поручившего «Нафтогазу» провести соответствующие переговоры с «Приватом», в состав нового холдинга должна войти не только «Укрнафта», а и ее технологические партнеры – оператор нефтетранспортной системы страны «Укртранснафта» и нефтепереработчик «Укртатнафта». Кстати, несмотря на то, что идея создания ВИНК только обсуждается, у него уже есть пилотное название – «Объединенная нефтяная компания Украины».Даже если в этом холдинге государство получит контрольный пакет, оно все равно будет администрироваться «Приватом». Во-первых, потому что об этом безапелляционно говорит опыт «Укрнафты». Во-вторых, потому что налаживанием этой системы управления вполне может занятьсяМарк Роллинз, которому пессимисты уже пророчат дальнейшее повышение до уровня главы создаваемой ВИНК.
dengiua.com