Намерения Shell постепенно выйти из большинства проектов в Украине обусловлено не только внутриукраинскими проблемами.
Самый большой риск для Украины состоит не в том, что крупные иностранные корпорации сворачивают свои проекты в украинской энергетической сфере, а в том, что наша страна не замечает масштабной тенденции перехода развитых стран мира с нефтегазовой энергетики на возобновляемую, обрекая себя на дальнейшее энергетическое отставание и отсутствие собственных рецептов построения новой энергетики XXI столетия.
В среде украинских чиновников и управленцев, отвечающих за энергетику, все активнее распространяется информация о возможном отказе компании Shell от других проектов в Украине, кроме добычи сланцевого газа. Например, глава «Нефтегаза Украины» Андрей Коболев недавно выразил похожее мнение, аргументируя его не совсем корректным решением правительства Украины по поводу поднятия ренты на добычу газа до 55%. Он считает, что имеется высокий риск, что из Украины могут уйти частные компании, добывающие около 7 млрд куб. м традиционного газа в стране по причине усиления налогового бремени и отсутствия прозрачных правил в этом секторе вместе с рыночным ценообразованием.
Ранее, в 2011 г., Shell и ПАО «Укргаздобыча» обновили договор о совместной деятельности. Паевое участие компаний в нем предусматривалось на уровне 50 на 50. В договоре было зафиксировано также бурение трех поисковых скважин, разведку и бурение углеводородов на площади около 1,3 тыс. кв. км. В сентябре 2013 г. обе компании завершили бурение первой разведочной скважины, а в марте 2014-го – второй. Но сейчас дальнейшее развитие проекта под вопросом.
Инсайдеры, утверждающие, что компания Shell окончательно выходит из проекта по добыче сланцевого газа на Юзовской площади, говорят, что основными причинами такого решения стали военные действия на Донбассе в непосредственной близости от района добычи, а также снижение возможной прибыли в связи с глобальным падением цен на нефть. Сюда же можно добавить и возрастающие геополитические риски ведения бизнеса в Украине, поднятие ренты на добычу газа до 55%, а также непрозрачные правила игры на газовом рынке страны. Скорее всего, главной формальной причиной остановки проекта по добыче сланцевого газа станет форс-мажор в связи с войной. Очень жаль, что проект по добыче сланцевого газа в Украине так и не был запущен в полную силу, поскольку промышленная добыча планировалась уже к 2017 г. Это могло бы оказать существенное позитивное влияние на ослабленный энергорынок Украины.
Стоит добавить, что ранее (конец 2014 г.) американская Chevron также вышла из проекта по добыче сланцевого газа на Западной Украине. Решения американской корпорации произошли в рамках выхода из сланцевых проектов в Восточной Европе, не только в Украине.
Вместе с тем, не так давно еще одна зарубежная компания объявила о прекращении разработки проекта по добыче сланцевого газа в Украине – британская JKX Energy. Исполнительный директор компании Пол Девис сказал по этому поводу, что «выход из Украины обусловлен высокой ставкой налога на добычу газа и жесткими ограничениями на операции с валютой».
dengiua.com