Ситуация с веерными отключениями электроэнергии может повториться уже летом.
Подготовка к следующему (2015-2016) отопительному сезону в Украине оказалась под угрозой срыва – вопреки поручению премьер-министра Арсения Яценюка начать ее заблаговременно и провести с учетом всех «отягчающих обстоятельств». Уже сейчас становится очевидным, что страна должным образом не справляется с покрытием спроса на энергоносители, запасы угля стремительно сокращаются, а теплоэлектростанции останавливают работу.
Славянская ТЭС
Так, в понедельник стало известно об остановке Змиевской ТЭС, входящей в состав государственной «Центрэнерго». В качестве основной причины такого шага руководство назвало дефицит угля – его недостаточно для того, чтобы запустить более одного энергоблока.
При этом, как сообщили Forbes в «Центрэнерго», сегодня работать одним энергоблоком крайне невыгодно. «Станция будет накапливать уголь, чтобы хватило на работу 2-3 энергоблоками», – сообщили в пресс-службе компании, также уточнив, что если сейчас на складе находится порядка 3000 тонн угля, то для стабильной работы нужно, по меньшей мере, 50 000 тонн.
Следом за ней остановила работу Славянская ТЭС («Донбассэнерго» регионала Игоря Гуменюка). На предприятии посетовали на критическую финансовую ситуацию, которая сложилась вследствие решений Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
В стране нет угля, сегодня ТЭС работают «с колес». К октябрю уже ежемесячные запасы угля должны быть порядка 3,5 млн тонн. Если этого не будет, зимой мы останемся без электроэнергии
Михаил Волынец, глава Независимого профсоюза угольщиков
В частности, регулятор постановил прекратить все расчеты с производителями электроэнергии, мощности которых расположены в зоне проведения АТО и неподконтрольны киевским властям. «В результате «Донбассэнерго» наращивает долговые обязательства перед государством и поставщиками, в то время как решения судов о неправомерности постановлений НКРЭКУ не выполняются», – констатируют в компании.
Сейчас долг ГП «Энергорынок» перед «Донбассэнерго» достигает 1,5 млрд гривен; не получив этих средств, компания не может пополнить запасы угля. Общий долг «Энергорынка» перед всей генерацией на начало годасоставлял почти 22 млрд гривен. В свою очередь «Энергорынку» должны средства облэнерго.
Ситуация с обеспечением тепловых электростанций углем – критическая, заявили Forbes в пресс-службе компании ДТЭК, на активы которой, фактически, замкнута работа энергосистемы всей страны. Компания контролирует около 70% тепловой генерации и ряд облэнерго.
Согласно данным компании, по состоянию на данный момент запасы угля марки «Г» на ТЭС ДТЭК составляют 630 000 тонн, марок «А» и «Т» – 153 000 тонн. При этом среднесуточное потребление угля на принадлежащих компании теплоэлектростанциях в мае 2015 года – около 47 000 тонн. Для сравнения, при работе в нормальном режиме, в мае 2014 года, оно составляло порядка 65 000 тонн.
В ДТЭК уверены, что упомянутые станции останавливаются, прежде всего, из-за отсутствия средств и убыточной работы. «Для покупки импортного угля и электроэнергии также нужны финансовые ресурсы, которые не выделяются для отечественных производителей. Электростанции не могут закупать импортный ресурс из-за низкого тарифа, не покрывающего топливную составляющую, и роста задолженности перед производителями за уже поставленную электроэнергию», – отмечают в энергохолдинге. Там считают, что если в ближайшее время вопрос топливного обеспечения ТЭС не будет урегулирован, станции не смогут накопить необходимый запас угля для прохождения осенне-зимнего периода.
В свою очередь Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий, подчеркивает, что сейчас основной вопрос не столько в запасах угля, сколько в том, что отсутствует возможность наладить нормальные его поставки из самопровозглашенных ДНР/ЛНР. «Насколько мне известно, у ДТЭК были проблемы с доставкой на свою Зуевскую ТЭС угля марки «Г», добытого на ГП «Павлоградугль». Таможенные органы и военные администрации препятствовали такого рода операциям», – говорит он.
Что касается приоритетов «Центрэнерго», то сегодня имеющийся уголь в срочном порядке направляется на Трипольскую ТЭС, отвечающую за энергообеспечение столичного региона, – для поддержания ее работоспособности. Игорь Балабанов, исполняющий обязанности главы «Центрэнерго», заявлял, что уголь для этой станции закупается из зоны АТО – как у госпредприятий, так и у частных структур. В поставке участвуют около 20 предприятий. На данный момент запас угля Трипольской ТЭС составляет 18 000 тонн. На еще одной станции «Центрэнерго» – Углегорской – дела обстоят чуть лучше: там запасы угля марки «Г» составляют 120 000 тонн.
Насколько мне известно, у ДТЭК были проблемы с доставкой на свою Зуевскую ТЭС угля марки «Г», добытого на ГП «Павлоградугль». Таможенные органы и военные администрации препятствовали такого рода операциям
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий
Согласно официальной статистике НЭК «Укрэнерго», запасы угля на складах тепловых электростанций Украины в период с 18 по 25 мая увеличились на 6,3% – до 940,76 тыс. тонн. «По состоянию на 24 мая в работе находились 35 угольных блоков и один корпус ТЭС генерирующих компаний мощностью 6883 МВт. Из-за отсутствия топлива не работали 31 блок и два корпуса ТЭС суммарной мощностью 8208 МВт, в аварийных ремонтах в связи с повреждением оборудования находились еще один блок и один корпус ТЭС мощностью 150 МВт», – перечисляют в «Укрэнерго».
По словам главы Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, имеющегося объема угля недостаточно для стабильной работы энергосистемы: неприкосновенных запасов должно быть минимум 1,7 млн тонн. Волынец напоминает, что в прошлом году их было почти вдвое больше.
Такие минимальные запасы на складах тепловой генерации негативным образом влияют на стабильность работы системы. Усугубляют ситуацию и плановые ремонты на атомных электростанциях, вследствие которых из 15 энергоблоков работают только 10.
«Производители могут реализовывать товар по цене, которая должна быть не меньше себестоимости с учетом необходимых капитальных затрат. Если на рынке существует несоответствие цены себестоимости производства, то произвести товар будет невозможно, и он вскорости пропадет с рынка, что сейчас и происходит с электроэнергией – дефицит мощности в системе по состоянию на 25 мая составляет 2000 МВт», – объясняют в ДТЭК.
В свою очередь в НКРЭКУ не согласны с тем, что цена на уголь недостаточная – по расчетам комиссии, себестоимость добычи угля составляет 1100 гривен за тонну. Именно из-за расхождений в оценке себестоимости и разразился конфликт между ДТЭК Рината Ахметова и министерством.
Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений, считает, что единым вариантом выхода из нынешнего кризиса в отрасли является поиск компромиссного решения по тарифам для тепловой генерации. По его словам, экономически обоснованная цена на уголь для всех украинских шахт должна быть на уровне 1,5-1,6 тыс. гривен/тонна – против сегодняшних 1,1 тыс. гривен/тонна, на которых настаивает Минэнерго. Также необходимо форсированными темпами наращивать запасы угля на складах – для нормального прохождения будущего отопительного сезона.
Пока же стороны не готовы идти на компромисс. Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин заявил в интервью Forbes, что Украина столкнулась с дилеммой: либо подписывать договор с Российской Федерацией на поставку угля, либо отключить украинских потребителей. В Минэнерго, по его словам, на данный момент рассматривается также вариант возобновления поставок южноафриканского угля. Но тут снова все упирается в конечную цену такого сырья.
Если выключаются определенные мощности, падает частота электроэнергии в сети и начинается автоматическое отключение блоков. Для центра и юго-восточной части страны базовыми станциями являются Криворожская и Приднепровская ТЭС, которые соединяют Запад и Восток Украины
Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений
По оценкам экспертов, в сложившейся ситуации импорт из дальнего зарубежья наименее предпочтителен. Во-первых, такие поставки сопряжены со сложной и дорогостоящей логистикой. Во-вторых, возможности по перевалке в украинских портах ограничены: от 400 до 600 тыс. тонн/месяц в зависимости от загрузки порта. В-третьих, цена такого угля в любом случае окажется высокой, поскольку с учетом финансового состояния украинских компаний в нее будут включены всевозможные страховые премии, а расчеты будут производиться на условиях 100%-ной предоплаты. При этом стоимость южноамериканского угля с доставкой в украинском порту сегодня в среднем равняется $85.
В вопросе пополнения запасов угля специалисты единодушны: нужно искать компромисс на Донбассе. Волынец говорит, что к сегодняшней ситуации с остановкой станций привела некомпетентность министра, который провалил подготовку к осенне-зимнему периоду: «В стране нет угля, сегодня ТЭС работают «с колес». К октябрю уже ежемесячные запасы угля должны быть порядка 3,5 млн тонн. Если этого не будет, зимой мы останемся без электроэнергии».
«Если выключаются определенные мощности, падает частота электроэнергии в сети и начинается автоматическое отключение блоков. Для центра и юго-восточной части страны базовыми станциями являются Криворожская и Приднепровская ТЭС, которые соединяют Запад и Восток Украины», – поясняет Землянский.
По оценкам Землянского, если они будут отключены, нарушится целостность функционирования ОЭС и начнется цепная реакция, которая затронет, в том числе, и атомные станции, где сработает автоматика аварийного отключения. Для повторного запуска, считает специалист, необходимо будет не меньше недели, и запитываться придется в энергосистеме РФ, «поскольку мы с ними работаем в параллельном режиме».
Автор: Андрей Леденев
domik.ua