Цены на бензин недавно подскочили до 28 грн за литр А-95. Повышение было кратковременным, но автомобилистам радоваться рано.
Рынок нефтепродуктов — один из самых парадоксальных в нашей стране. Украине в наследство от СССР досталась развитая инфраструктура для транспортировки нефти и один из самых мощных комплексов нефтеперерабатывающих заводов в Европе. Но в 90-х украинские собственники, в отличие от европейских и даже белорусских коллег, практически не инвестировали в модернизацию и увеличение выхода качественных нефтепродуктов. В итоге повышение цен на нефть до уровня $100 за баррель сделало отечественную нефтепереработку глубоко убыточной.
Сейчас до 80% внутреннего рынка составляет импорт. По данным Госстата, за 11 месяцев прошедшего года нефтепродуктов было ввезено на $7 млрд. Это 14% всего импорта, что превышает даже поставки газа из-за рубежа.
В результате все участники рынка нефтепродуктов, от трейдеров до потребителей, стали заложниками непрогнозируемого курса и попыток НБУ стабилизировать его административными мерами. Резкая девальвация, повышение цен на нефть после падения до $ 45 за баррель на мировых рынках, увеличение налогов и паника нефтетрейдеров, которым Нацбанк запретил производить предоплату за топливо, спровоцировали февральский скачок цен на бензин, повергший автолюбителей в шок.
Налоги жмут
Цена, по которой нефтетрейдеры закупают бензин, с сентября 2014 года по март упала на 29% — с 0,59 до 0,42 евро/л. Это один из самых высоких темпов снижения по Европе. Но снижение цен на нефть практически не сказалось на розничных ценах даже в пересчёте в твёрдую валюту, не говоря уже о гривне.
Проблема в том, что акцизы на бензин правительство собирает как раз в валюте — с января 2015 года это 202 евро за тонну. Уже поэтому снижение мировых цен на нефть становится малоощутимым. А дополнительный 5-процентный сбор с подакцизных товаров добавил ещё примерно 1 гривну к стоимости литра топлива.
"Если в 2013 году налоги в литре бензина составляли около 3,5 грн, то сейчас, при цене 25 гривен за литр, это более 10 гривен, — говорит директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. — После введения 5-процентного сбора с розничного оборота подакцизных товаров в январе сумма налогов сравнялась с закупочной стоимостью импортных нефтепродуктов".
Повышение цен на нефть в феврале c $45 до $60 за баррель, резкий обвал курса гривны до 37 UAH/USD и соответственно возросшие в гривневом эквиваленте акцизы стали главной причиной февральского скачка цен. Тот факт, что основная вина в подорожании бензина лежит на правительстве, косвенно подтверждает и молчание Антимонопольного комитета. Во время предыдущих скачков цен на топливо АМКУ сразу же обвинял сети АЗС в сговоре и антиконкурентых действиях. В этот раз комитет не предъявил участникам рынка никаких претензий.
На грани дефицита
Существенного падения цен на бензин ожидать не стоит, поскольку падение мировых цен на нефть съела девальвация гривны, а топливные акцизы в Украине собираются в евро
К повышению цен приложили руки и нефтетрейдеры — в последние месяцы они увеличили норму рентабельности для обеспечения валютных рисков. Как объясняют сами трейдеры, обычно они работают с рентабельностью 10%. Но в начале марта она выросла до 14–15%.
Больше всего рынок, по уверению президента ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонида Косянчука, испугало введённое НБУ 24 февраля ограничение авансовых платежей по импортным контрактам на сумму свыше $50 тыс. и необходимость аккредитивной формы расчётов при осуществлении платежей свыше $500 тыс.
По словам Косянчука, в Украине нет банков, гарантии которых признают зарубежные контрагенты трейдеров. Поиск же зарубежного банка, согласного гарантировать оплату за поставку нефтепродуктов в Украину в условиях острого дефицита валюты и преддефолтного состояния экономики страны — дело не на один день. Словом, в конце февраля трейдеры серьёзно опасались срыва законтрактованных поставок. Что, разумеется, внесло свою лепту в подорожание.
Хоть НБУ предоставил нефтетрейдерам месячную отсрочку в переходе на аккредитивные расчёты, вопрос по существу не решён и дефицит топлива может возникнуть в любой момент.
Минус качество
31 июля прошлого года депутаты изменениями в закон о госбюджете, по сути, запретили нефискальные проверки бизнеса. В новом бюджете эта мера продлена на 2015–2016 годы. По мнению замдиректора НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, это значит, что реального контроля качества топлива на АЗС со стороны государства в ближайшие годы не будет. В итоге замораживание зарплат по "дореволюционному" курсу в сочетании с акцизами в евро и запретом на проверки привело к увеличению доли некачественного и контрафактного топлива. По словам Сергея Куюна, участники рынка всё чаще говорят о контрабандных поставках нефтепродуктов через морские порты в Очакове, Николаеве, Измаиле и Рени. Кроме того, по его данным, увеличилось производство низкокачественного топлива на нелегальных мини-НПЗ и изготовление суррогатов из некондиционного топлива, октановое число которого повышают присадками.
По информации Куюна, правительство и дальше намеревается увеличивать акцизы на нефтепродукты и параллельно снижать ренту на нефтедобычу. "Фактические это означает, что уменьшение налоговой нагрузки на крупный бизнес (структуры Привата, которые контролируют отечественную нефтепереработку. — Фокус ) будет происходить за счёт повышения налогов для автомобилистов", — поясняет эксперт.
domik.ua