В 2014-м рынок нефтепродуктов пережил революцию вместе со всей страной. И так же, как вся страна, из одного мрачного состояния перешел в другое. На смену удушающим схемам "кровавого режима" пришел экономический кризис, а с ним повышение налогов и падение потребления. Конкуренция между поставщиками и направлениями поставок усилилась, но все они снова оказались перед проблемой противостояния с теневым рынком. И если раньше превалировала контрабанда, то сейчас проблема переместилась на нелегальные производства внутри страны.
В 2009 г., когда разразился предыдущий кризис, поставки и потребление нефтепродуктов в Украине снизились на 15%. Казалось, ниже некуда. В 2014 г. поставки бензина упали на 28,8% (потребление на 21%), дизельного топлива — на 13% (11%). Основная причина — взлет цен пропорционально росту курса доллара, а также потеря Крыма (около 4% национального баланса) и разрушение Донбасса — крупнейшего промышленного потребителя.
Россия отступает
Неизвестно, как бы страна пережила этот кризис, если бы рынок был завязан на переработку российской нефти, как до 2005 г. В 2014-м из России было импортировано около 1 млн т нефтепродуктов, или всего 12,5% от общего объема поставок. При этом падение составило более чем два раза. Объясняется это преимущественно уходом с рынка группы ВЕТЭК беглого Сергея Курченко, которая во многом ориентировалась на российские поставки, получая неплохие условия от поставщиков в лице "Роснефти" и "Лукойла".
Немаловажным фактором снижения российских поставок стало также блокирование Украиной нефтепродуктопровода "Прикарпатзахидтранс", обеспечивающего поставку больших объемов дизельного топлива из России. Правда, есть все основания полагать, что под лозунгами борьбы с агрессором магистраль была остановлена усилиями одной из провластных группировок с банальной целью выкачки из трубы технологического дизельного топлива в объеме более 80 тыс. т (рыночная стоимость около 1,6 млрд грн). Попытки успехом пока не увенчались, но еще не вечер.
В остальном рынок сохранил диверсифицированную структуру, в которой основные роли играют Беларусь и Литва. На импорт в 2014 г. пришлось 80% рынка бензина и 85% дизтоплива. Именно столь высокая доля поставок извне обуславливает особую чувствительность цен на АЗС к колебанию курса валют и мирового рынка нефти.
Что же касается внутренних производителей, то на их долю в прошлом году пришлось около 20% поставок бензина и 15% ДТ. Один из них — Одесский НПЗ — ожидаемо остановился сразу после революции, лишившись индивидуальных налоговых коридоров.
Контролируемая группой "Приват" кременчугская "Укртатнафта" существенно снизила производство из-за сокращения поставок сырья, что, в свою очередь, объясняется снижением его добычи в стране.
Кроме того, власти в нормативном порядке перекрыли возможности для переработки импортного вакуумного газойля, для приемки которого в 2013 г. завод даже построил специальную сливную эстакаду. Производство на "Укртатнафте" упало до критического уровня, так как в отдельные периоды кременчугского ресурса не хватало даже для обеспечения потребностей сети АЗС группы "Приват" — ключевого потребителя данных нефтепродуктов. Очень снизился в Кременчуге и отбор нефтепродуктов, обнажая проблему отсутствия инвестиций в развитие этого мощнейшего предприятия.
Те же причины упадка и у Шебелинского ГПЗ "Укргаздобычи" — нет сырья и нет денег ни на его добычу, ни на реконструкцию технологических мощностей. Производство нефтепродуктов на предприятии за год упало почти в полтора раза. Деньги могли бы появиться после ожидаемого повышения цен на добываемый "Укргаздобычей" природный газ, однако правительство уже поспешило заявить, что повысит ренту для госдобытчиков с 20 до 70%.
Но роль внутренних производителей все же велика. Пускай и достигается она не совсем традиционным методом — подпольным производством. Его минимальный
объем достаточно просто вычислить, если вычесть из объемов потребления объемы физических поставок.
В 2014 г. кустарные производители стали вторыми по величине поставщиками бензина на рынок (670 тыс. т), едва не догнав лидера в лице белорусов (760 тыс. т). Но поскольку в реальности эта доля выше, можно уверенно утверждать: нелегальное производство является крупнейшим источником поставок бензина на украинский рынок и останется таковым в ближайшее время. Для этого в стране созданы все условия: растущие цены, повышающиеся налоги и полное отсутствие контроля со стороны Государственной фискальной службы и прочих контролирующих органов.
Между тем потери госбюджета от недобранных с "левого" бензина акцизов и НДС в 2014 г. оцениваются в 5 млрд грн. В связи с девальвацией гривни в 2015 г. эта сумма будет вдвое больше.
Бензин "в лицах"
За последние годы список крупнейших поставщиков моторных топлив более-менее кристаллизовался, но активная работа ВЕТЭК в 2012–2013 гг. трансформировала доли участников. В 2014-м все вернулось на места, хотя появилось несколько интересных персонажей.
После исчезновения ВЕТЭК крупнейшим оператором по праву стал WOG. Трейдер является бесспорным лидером поставок дизтоплива, которое продает промышленным и корпоративным потребителям напрямую и через сеть АЗС. Из-за кризиса сеть заморозила амбициозную программу развития, занявшись укреплением существующих
рубежей.
"Приват" из-за падения переработки в Кременчуге был сосредоточен на продажах через свою сеть АЗС, крупнейшую в стране. Благодаря дисконту на украинскую нефть и прочим секретам мастерства, оператор стал одним из двух ритейлеров, нарастивших розничные продажи в условиях кризиса.
"Галнафтогаз" остается крупнейшим импортером бензинов, с большим отрывом лидируя среди больших сетей по показателям суточных продаж через одну станцию.
Годом больших испытаний 2014-й стал для белорусского госэкспортера — Белорусской нефтяной компании, представленной на украинском рынке структурой "БНК-Украина". Критичной стала осень, когда Нацбанк начал выталкивать импортеров на "черный" рынок валюты, куда вход прозрачным госкомпаниям заказан. Но, видимо, всем сюда входящим приходится адаптироваться к существующим реалиям. Это подтверждает тот факт, что в ближайшее время БНК запустит свою первую станцию на трассе Киев—Чоп.
А вот для российских "Лукойла" и "Роснефти" 2014-й стал годом кошмара. Накануне, в 2013 г., "Лукойл" установил абсолютный рекорд поставок в Украину за весь 15-летний период своей работы в стране, удачно продал Одесский завод и готовился запустить "Карпатнефтехим" в Калуше. Прошел год: СБУ открыла против компании два дела, все экспаты покинули киевский офис, а Вагит Алекперов заявил о продаже украинской сети неизвестному австрийскому фонду. Правда, сделку не успел одобрить Антимонопольный комитет Украины и, в свете последних событий, скорее всего, в ближайшее время этого не сделает.
Известный своей справедливостью на все южное побережье Приморский суд Одессы отобрал у "Роснефти" 10 тыс. т бензина, которые осенью вывезли с нефтебазы под Киевом под присмотром батальона "Киев-1". А ведь еще год назад "Роснефть" наращивала поставки из России и Беларуси и готовилась к запуску Лисичанского НПЗ… Вместо запуска завод подвергся нападению банды Мозгового, хотя публичные претензии глава "Роснефти" Игорь Сечин озвучил в итоге только украинской стороне, пригрозив иском на 140 млн долл. за порчу имущества предприятия.
Обе российские структуры также подверглись общественному "порицанию" — АЗС продали нефтепродуктов вдвое меньше, чем годом ранее. По последним данным, "Роснефть" уже не прочь продать свой бизнес в Украине.
В минувшем году обратил на себя внимание новый трейдер "Олэнерго", который по объему прямых поставок неожиданно занял 12-е место. Компания не сильно гонится за ценой, делая ставку на оборот, что, вероятно, и стало причиной успешных продаж. Компания уже приступила к формированию сети под одноименным брендом, но здесь успехи намного скромнее.
Из новичков 2014 г. следует также выделить компанию "Финанспромгаз", которая хотя и заняла в рейтинге поставщиков почетное 37-е место (чуть более 20 тыс. т), но прогремела в отраслевых кругах и за его пределами на одно из первых. Не успела фирма провести через таможню первые шесть цистерн дизельного топлива, как пресса окрестила ее "новым трейдером Курченко". "У нас с Курченко общее только одно — фамилия начинается одинаково", — иронизирует директор "Финанспромгаза" Константин Кураков.
Что же до ВЕТЭК, то по сути она успела поработать до марта 2014-го, после чего живительная схема закрылась как на границе, так и на Одесском НПЗ.
К слову, ликвидация схемы массового безналогового ввоза нефтепродуктов остается, пожалуй, единственным видимым завоеванием фискальной службы, которая пока в упор не видит растущие объемы фальсификата. Да и об убедительной победе над контрабандой говорить также рановато — тревожные сигналы с южных портов идут нескончаемым потоком.
Что же касается Одесского НПЗ, то его конец "без схемы" был очевиден, но в итоге все оказалось и вовсе печально: под прикрытием того же Приморского суда осенью его взяли на абордаж неизвестные вооруженные лица, начав выкачку сырья и нефтепродуктов, "добывая" отдельные бензовозы из технологических заводских нефтепроводов по сей день.
Нельзя обойти вниманием и натуральный феномен рынка под неказистым именем "БРСМ-Нафта". На счету компании 200 тыс. т бензина и ДТ, что позволило ей войти в двадцатку крупнейших. Все бы ничего, но есть интересный момент: согласно официальным данным, через свою сеть за наличный расчет компания продала 320 тыс. т нефтепродуктов. Характерно, что за год на нефтебазы компании только по железной дороге поступило 100 тыс. т компонентов для производства моторных топлив. Угадайте, куда они пошли далее?.. Желающих дать развернутый документальный ответ нет, многочисленные силовые органы, которые в первой половине года наоткрывали дел в отношении БРСМ, синхронно позакрывали их во второй половине. Для бизнеса Эдуарда Ставицкого, совладельца БРСМ, этот год был крайне удачным…
А вот для "топливного" актива Рината Ахметова — донецкой компании "Параллель" — минувший год, наоборот, выдался крайне сложным. Разгромленные станции и нефтебазы, экспроприированные "ополченцами" бензовозы, переезд управляющего офиса сначала в Мариуполь, а потом в Запорожье… В итоге двукратное падение наличных продаж, что, впрочем, пока не "положило" компанию — недавно "Параллель" отчиталась о 5,6 млн долл. прибыли по результатам прошлого года. Однако очевидно, что в 2015 г. для сети, чьи основные активы расположены в Донецкой и Луганской областях, речь уже будет идти о длине минуса.
Напоследок отмечу компанию "Ромпетрол-Украина", дочернюю структуру казахского госхолдинга "Казмунайгаз" (точнее, ее румынской нефтеперерабатывающей "дочки" "Ромпетрол"). В 2014 г. компания начала возвращаться к жизни, так как до этого испытывала разного рода трудности, совпавшие во времени с усилением группы ВЕТЭК на южном направлении поставок. Годы неурядиц, видимо, не прошли бесследно, и недавно стало известно о намерении казахов продать свой украинский бизнес. По имеющимся данным, "Ромпетрол" сохранит лимиты поставок в Украину, но их распределением на внутреннем рынке займется новый оператор.
***
Топливный рынок Украины остается крайне диверсифицированным и высококонкурентным. Такая модель снимает с повестки дня опасения по поводу возможной блокады со стороны России, которая напрямую поставляет хоть и немного, но имеет рычаги влияния на Беларусь — крупнейшего поставщика нефтепродуктов в Украину. Мощностей морских портов и сухопутных коридоров и предложения топлива любых марок более чем достаточно. Основные проблемы связаны с кризисом потребления и ростом теневого рынка, который с одинаковой силой бьет как по рынку, так и по госказне. В 2015 г. рынок продолжит сужаться — разбухшие от налогов и девальвации ценники на АЗС потребителю не потянуть.
zn.ua