Аграрную отрасль ждут большие перемены. Во вторник парламент проголосовал за назначение на должность министра аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко. В руках инвестиционного банкира оказалась отрасль, дающая около 17% валового внутреннего продукта и формирующая продовольственную безопасность страны.
Министру придется сфокусироваться на борьбе с коррупцией, обеспечении продвижения украинской агропродукции на рынки Европейского Союза и расширении географии экспорта в целом, а также создании благоприятного инвестиционного климата для привлечения в отрасль средств.
Богатое наследство
Алексей Павленко — уже второй за последний год аграрный министр, пришедший из другой отрасли, условно смежной с АПК. До него 10 месяцев пост министра занимал юрист Игорь Швайка. В интервью «Капиталу» он обещал сосредоточиться на люстрации, инвентаризации и реорганизации. Частично свои обещания Швайка выполнил. Например, обновил состав министерства: кто-то, испугавшись нового руководителя, ушел сам, кого-то довелось попросить.
Игорю Швайке удалось упразднить скандальную сельскохозяйственную инспекцию, которую считали рассадником коррупции. Но ее функции частично передали другому ведомству, поэтому послабление аграрии почувствовали, но незначительное. В частности, отменили сертификацию зерна и зернохранилищ, но проблема получения складских документов на зерно осталась. Это усложняет доступ аграриев к кредитамным ресурсам.
Пытался Швайка разобраться со знаменитым коррупционными скандалами госпредприятием «Укрспирт». Поспособствовал смене гендиректора и провел аудит. Но результаты аудита так и не огласил, а «Укрспирт» опять попал в центр скандала. Государственная фискальная служба (ГФС) обвинила предприятие в уклонении от уплаты налогов за продажу биоэтанола. По словам председателя ГФС Игоря Билоуса, общая сумма санкций за нарушения «Укрспирта» превышает 2 млрд грн, но пока ведомство зачислило госкомпании штрафов лишь на 900 млн грн.
Ключевой задачей Швайки, среди прочих, было расширение экспортных рынков сбыта. С этой целью министр объездил множество стран, однако реальных шагов, которые действительно поспособствовали бы выходу на новые рынки, аграрии не заметили. Исключение — Бангладеш, куда в течение двух лет Украина сможет поставить 500 тыс. т зерна. А еще начались поставки яичной продукции в ЕС. Однако это скорее заслуга самих производителей, нежели результат работы министра.
Парламент не без участия Швайки таки принял евроинтеграционный законопроект об идентификации животных. Однако нормы о побочных продуктах животного происхождения, которые не предназначены для употребления человеком, о кормах, а также законопроект о пробации, от которых также зависит возможность экспорта в ЕС, будет принимать уже новый парламент. Тем не менее, в Украине побывали европейские инспекторы, которые заключили, что экспорт украинской молочной продукции в ЕС возможен, но после устранения некоторых замечаний. Швайке довелось стать свидетелем претензий Китайской корпорации к Государственной продовольственно-зерновой корпорации, которая не выполняла свои обязательства перед кредитором.
Напомним, ГПЗКУ в 2012 г. договорилась с Экспортно-импортным банком Китая о предоставлении кредита в $ 1,5 млрд, который планировалось использовать на спотовые и форвардные закупки 4 млн т зерна (по 2 млн т на условиях форварда и по прямым контрактам) для дальнейшей его поставки в Китай, оставшиеся $ 1,5 млрд украинская сторона должна была выбрать китайскими товарами. Недовольство китайцев старательно заминалось. Официально министерство заявляло, что после проведения переговоров стороны нашли компромисс, но ничего конкретного не говорили. Однако решить проблему Швайке не удалось — Китай вновь предъявляет Украине претензии по выполнению договоренностей. Безусловно, достижением бывшего агроминистра можно назвать решение о продлении льгот для аграриев до 2018 г. Удалось ему обеспечить и продовольственную безопасность в стране — гуманитарная продовольственная помощь в зону боевых действий направляется регулярно.
То ли еще будет
По мнению замгендиректора Украинской аграрной конфедерации Александра Ярославского, новому министру необходимо начинать с тотальной инвентаризации и дальнейшей оптимизациеи управления, в том числе и предприятий, которые находятся в управлении либо координируются министром. «В первую очередь это госпредприятия, в управлении которыми есть одна схожая проблема — это конфликт интересов.
Государство — слабый собственник, но сильный, назначаемый по различным схемам менеджмент использует эту слабость в своих корыстных интересах, присваивает прибыль, отдавая при этом собственнику, то есть государству, убытки», — поясняет он. Такое искажение рыночных отношений в отрасли не дает развиваться частной инициативе. Новому министру придется немало потрудиться над вопросами демонополизации.
Сейчас госструктуры — ГПЗКУ, Аграрный фонд и Госрезерв — прикрываясь лозунгами о продовольственной безопасности, диктуют аграриям цены, условия поставок, объемы запасов. Это не всегда устраивает аграриев, поэтому министру придется искать компромиссное решение. Основной же задачей Павленко станет завершение вывода украинской животноводческой продукции на европейский рынок и расширение географии экспорта. Ключевым моментом, по словам Макара, станет реализация заложенных в коалиционном соглашении идей. Коллеги нового министра считают, что его прежний опыт и активная жизненная позиция помогут реформировать отрасль и добиться успеха.
«Стратегическое мышление, ответственность и гражданская позиция — все это дает надежду, что он будет министром-реформатором», — говорит генеральный директор группы компаний Advanter Group Андрей Длигач. Управляющий партнер аудиторской компании Baker Tilly Александр Почкун говорит, что Павленко самодостаточен в финансовом плане.
infoindustria.com.ua