Вслед за химиками жертвами экспансии китайской продукции стали отечественные металлурги. К их бедам на востоке родной страны, где идут боевые действия, добавилось ужесточение конкуренции на традиционных для них рынках со стороны КНР и России. Это привело к непривычному для этого периода изменению ценовой конъюнктуры в худшую сторону для наших сталеваров, пишет Капитал.
Медленное сползание цен на метпродукцию началось еще в сентябре, рассказывает начальник аналитического департамента государственного предприятия “Укрпромвнешэкспертиза” Павел Перконос. По его наблюдениям, обычно в ноябре-декабре наблюдалось сезонное оживление торговой активности, что вызывало рост цен на метпродукцию. Сейчас же этот механизм не работает. “В сентябре стоимость заготовки в портах Черного моря составляла $ 510 за тонну, в октябре она снизилась до $ 480, а в ноябре вовсе скатилась до $ 440. В ноябре 2013 г. эта позиция приносила металлургам $ 507 за тонну”, — рассказывает эксперт. Похожую негативную динамику продемонстрировал и горячекатаный рулон. В сентябре его котировки (FOB, Черное море) составляли $ 548 за тонну, в октябре они снизились до $ 525, а в ноябре достигли психологической отметки в $ 489. В ноябре 2013 г. эта продукция реализовалась по $ 531 за тонну.
Можно сказать, что состояние металлургического рынка нынешней осенью напоминает кризисные 2008‑2009 гг. С той лишь разницей, что пять лет назад производители имели возможность для маневра, сосредоточившись, например, на сбыте полуфабрикатов и компенсировав тем самым убытки от продаж продукции с большей добавленной стоимостью. Кроме того, украинские металлурги могли влиять на рынок, сокращая предложение продукции. В этом сезоне эти два рычага влияния на ценообразование не оправдывают себя. Более того, последним опасно пользоваться, ибо это чревато потерей позиций на привычных рынках сбыта. “Ситуация для компаний отрасли весьма неблагоприятная. Очень сложно удержаться на основных рынках сбыта. Кроме того, украинским сталеварам нужно сохранить имидж надежного поставщика продукции в обжитые регионы. Речь об использовании такого инструмента, как сокращение предложения, уже не идет”, — говорит Перконос.
С одной стороны, зажатые сепаратистами на востоке, с другой — китайскими конкурентами на рынках Ближнего Востока, Турции, ЕС, украинские металлурги вынуждены уступать потребителям в ценах на металл, чтобы не потерять сбыт. “К примеру, на рынке Ливана украинские производители предлагали арматуру по $ 480‑485 за тонну, а китайские сталевары — по $ 440‑445. В итоге, чтобы не сорвались контракты, нашим металлургам пришлось снижать цены на продукцию строительного сортамента”, — объяснил Перконос.
По наблюдениям аналитика компании Concorde Capital Романа Тополюка, стоит нашим производителям предложить заготовку по $ 440 за тонну, как китайцы сразу снижают цены на свою до $ 420. “Прибегать к демпингу китайских сталеваров вынуждает перепроизводство, сниженный спрос на собственном рынке, а также закрытие ряда рынков, в частности, американского”, — подтвердил Тополюк. И хотя китайские металлурги и декларируют сокращение производства, оно остается несоизмеримо высоким по сравнению с тем, как падает спрос на металл в Поднебесной. В связи с кризисом, постигшим китайскую экономику, власти КНР сократили кредитование строительной отрасли. Это значительно повлияло на китайскую металлургическую отрасль, которая теперь лихорадочно пытается пристроить избытки своей продукции на внешних рынках.
К китайскому фактору на беду наших сталеваров подключился еще и российский, рассказывает Перконос. “Если по длинномерному прокату наши производители чувствуют притеснения со стороны Китая, то в сегменте плоского проката — со стороны России”, — отмечает эксперт. Он объясняет это тем, что Штаты вновь закрыли свой рынок для российских металлургов. “Теперь рынки ЕС и Турции, где наши сталевары всегда имели сильные позиции, расшатываются российскими конкурентами”, — указал Перконос.
Некоторое подспорье для меткомбинатов в сложившихся обстоятельствах — двукратное падение цен на железорудное сырье в этом году, говорят аналитики. Так, стоимость железной руды с начала года опустилась с $ 136 до $ 68 за тонну, заверил Тополюк. “Поскольку сырьевая составляющая в себестоимости метпродукции достигает около трети, это позволяет металлургам существенно экономить”, — поясняет аналитик. По сути, это и дает запас прочности сталеварам в конкурентной борьбе за рынки сбыта. “Металлурги не смогли удержать маржу на высоком уровне, однако им удалось вновь укрепить значительно ослабшие ранее конкурентные позиции на своих традиционных рынках сбыта, а это гораздо важнее”, — резюмирует Перконос.
ukrrudprom.ua