Многоэтапные и многострадальные трехсторонние переговоры в Брюсселе в формате Украина — Евросоюз — Россия закончились подписанием Обязывающего протокола. Документ определяет условия поставки газа из РФ в Украину с ноября 2014 г. по 31 марта 2015 г. и определяет рамки, обеспечивающие условия для поставки объемов газа от ОАО «Газпром» НАК «Нафтогаз України». Можно констатировать: документ был принят фактически на условиях Москвы.
Примерно с сентября в тройственных переговорах четко наметился вполне естественный союз поставщика (Россия) и потребителя (Евросоюз) в ущерб интересам «транзитера» (Украина). Наиболее ярким проявлением этого неравного противостояния стала беспрецедентная угроза Ангелы Меркель на прошлой неделе отказать Украине в зимнем реверсе газа в случае отказа Киева от подписания Обязывающего протокола.
Таким образом, главный позитив достигнутых в Брюсселе договоренностей — это получение Киевом необходимого минимума газа нынешней зимой, чтобы обеспечить тепло в домах украинцев и бесперебойный транзит в Европу.
Тот факт, что в оплате будут участвовать Международный валютный фонд и Евросоюз — плюс с точки зрения гарантий выполнения договора со стороны «Газпрома», но минус с точки зрения эффективности использования средств, выделяемых международными институтами на украинские реформы. Дело в том, что эти суммы будут выплачены в рамках согласованных ранее объемов кредитных программ, но пойдут не на реформирование экономики, а де-факто на поддержание платежного баланса — что называется будут проедены.
Министр энергетики РФ Александр Новак записал в плюс отсутствие в брюссельских протоколах принципа «бери либо плати», но в условиях зафиксированной в протоколе полной предоплаты этот принцип теряет всякий смысл…
Теперь о минусах: цена в $ 378 за тыс. куб. м, полная ежемесячная предоплата и необходимость до конца года оплатить долг в $ 3,1 млрд, т. е. согласие на все основные условия Москвы. Но и это еще не все: Киев заставили принять не только цену, но и принцип ее формирования.
Протокол устанавливает, что в ближайшие пять месяцев цена российского газа будет определяться по имеющейся в контракте 2009 г. формуле с учетом скидки экспортной пошлины в $ 100 за тысячу кубометров, устанавливаемой правительством РФ (такое решение правительство России уже приняло).
Внимание! Стороны (пусть даже временно) вернулись к газовым соглашениям в их изначальном варианте, т. е. без учета Харьковских соглашений, которые давали Украине скидку в $ 100 к формуле в обмен на аренду базы Черноморского флота РФ в Севастополе. Если Брюссель, как, впрочем, и столицы всех стран ЕС, не признает аннексии Россией Крыма, то и расторжение Москвой Харьковских соглашений в части цены на газ не должно признаваться, — «харьковская» скидка в $ 100 должна продолжать действовать.
В Обязывающем протоколе эта скидка в $ 100 оформлена как скидка экспортной пошлины: таким образом, европейцы, де-юре не признавая аннексию Крыма, в данном вопросе исходят из де-факто российской принадлежности Севастополя. И этот прецедент — весьма серьезный политический минус.
Что касается вопроса, как временное соглашение повлияет на позиции сторон в Стокгольмском арбитраже, то Украине удалось добиться важной оговорки в преамбуле о том, что протокол принимается без ущерба правовым позициям, которых придерживаются «Газпром» или «Нафтогаз» в Стокгольмском арбитраже. И это, разумеется, плюс.
Однако тот факт, что в ходе переговоров Брюссель регулярно устами еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера называл «справедливой» цену в диапазоне от $ 350 до $ 380 за тысячу кубометров, существенно ослабляет правовую позицию Украины по цене.
В то же время Новак сделал многозначительное заявление, отвечая на вопрос журналистов о возможных договорах на поставку газа с самопровозглашенными ДНР и ЛНР: «У нас контракт единый, один контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом». Это единственный договор, единственный поставщик, единственный покупатель». Это можно записать в потенциальный плюс, не забывая, впрочем, что Новак ушел от прямого ответа…
capital.ua