Область учения о внутренней секреции, о химической регуляции жизненных функций расширилась далеко за пределы той маленькой группы желез без выводных протоков, из которых физиология построила вначале замкнутую цепь самодовлеющих причин и следствий. Данные биологической и физической химии широкой струей вливаются в область эндокринологии и грозят лишить ее того ореола таинственности, на котором создалось господство гормонов над организмом. В этом одна из причин кризиса, переживаемого современной эндокринологией. Но эта причина не единственная.
Чтобы выявить другую, я позволю себе из области основных проблем биологии перенести ваше внимание на ряд примеров, которые послужат иллюстрацией современного состояния учения о физиологическом значении отдельных эндокринных органов.
Начну с надпочечных желез. Что известно об их физиологическом значении? В недавно опубликованной работе Пенде (Rev. Fr. d'Endocr., 1925) полагает теперь возможным уже утверждать, что «надпочечная железа есть железа церебротогенная, симпатикотогенная, динамогенная и анаболическая прежде всего, железа, которая усиливает, в то время как щитовидная активирует и ускоряет все функциональные реакции и, в частности, те, которые протекают в нервном и мышечном веществе... Биохимия коркового вещества показывает, что оно вырабатывает липоиды природы холестерином и лецитинов, необходимые для питания нервной клетки, а также для образования и накопления жира и питания полового аппарата. Не только нервно-мышечная и психическая адинамия, но также внезапная смерть от паралича сердца и дыхания может быть следствием внезапного прекращения функции коркового вещества.