Принадлежащая бизнесмену Константину Жеваго люксембургская компания Calexco 28 мая объявила о завершении сделки с норвежской компанией Bergen Group по продаже 70% акций судостроительной компании NorYards. Покупка реализовалась достаточно быстро — еще в марте 2014 года компания Calexco намерена была приобрести 70% акций за $13,18 млн; 30% акций при этом оставались у Bergen Group. Какова роль судостроительного завода "Залив" в новой истории и поможет ли это предприятию восстановить финансовое положение?
Дешевый сыр в мышеловке
Собственно, NorYards AS — новая судостроительная компания, основанная на двух норвежских верфях NorYards BMV и NorYards Fosen с участием украинского судостроительного завода "Залив" (NorYards Zaliv). Сделка по продаже акций началась в июле 2013 года, тогда связанная с Жеваго компания намеревалась приобрести 51% акций NorYards AS по цене в $18,2 млн.
Распределение ролей немного сменилось с момента изначального объявления о сделке. В марте 2014-го компании сообщили, что после закрытия сделки Bergen Group ASA внесет в уставный капитал СП — NorYards AS — для его дальнейшего развития 15 млн норвежских крон ($2,5 млн — по курсу ЕЦБ) (30%), Calexco —35 млн норвежских крон ($5,84 млн) (70%). Ранее компании рассматривали паритетные условия участия в капитале — по 25 млн норвежских крон ($4,17 млн)
По мнению Алексея Андрейченко, старшего аналитика ИК "Арт Капитал", Жеваго удалось купить предприятие по низкой цене благодаря низкому мультипликатору P/S 0,06х (отношение рыночной капитализации компании к ее валовой выручке). "Низкий мультипликатор норвежского завода обусловлен высокими необходимыми инвестициями", — отмечает эксперт.
Согласно отчетности компании, 2013 год Bergen Group закончила с 3,05 млрд норвежских крон ($510 млн) выручки и убытком в 203,57 млн норвежских крон ($33,97 млн), сократив его по отношению к предыдущему году на 73%. Николай Кузьменко, председатель наблюдательного совета судостроительной компании "Залив", а также председатель набсовета директоров компании NorYards, объясняет убыточность предприятия тем, что стоимость выполнения заказа превышает предварительную оценку самого проекта. "Убыточность предприятия была связана с неправильно оцененными проектами, и поэтому предприятие в производство вкладывало больше собственных средств, чем зарабатывало на выполнении заказа. В связи с этим Bergen, не видя для себя перспектив развития, принял решение о продаже части акций", — разъяснил Кузьменко.
Зачем городят огород
В июне 2013 года исполнительный директор Bergen Group Эсл Солейм заявлял, что компания искала партнера для улучшения своего финансового результата. "Мы решили продать это подразделение, потому что для нас слишком дорого изготавливать корпуса (кораблей) собственными силами, поэтому нам нужен был более дешевый поставщик. В дальнейшем наша компания будет фокусироваться на офшорном направлении и в меньшей степени — на судостроении", — сообщал Солейм.
И если норвежцы искали более дешевого поставщика, то для украинского акционера приобретение зарубежных верфей означало выход на новые рынки и возможность загрузить дополнительными заказами отечественный завод "Залив". По словам Алексея Андрейченко, Жеваго, покупая NorYards, в первую очередь надеется на заказы. "NorYards специализируется на суднах для нефтегазового сектора, и именно в Норвегии активно ведется добыча газа и нефти, поэтому есть локальный спрос. Ранее Залив Жеваго поставлял в Норвегию корпуса к таким судам, а окончательной комплектацией занималась норвежская компания. Приобретение NorYards дает Жеваго возможность участвовать в производстве с большей добавочной стоимостью", — рассказал Delo.UA Андрейченко.
Александр Ткачев, начальник отдела инвестиционного анализа Pro-Consulting выразил мнение, что консолидация качественных активов в Норвегии может говорить лишь об одном — усилении позиций в этом регионе. "Здесь речь идет и об увеличении кооперационных связей между активами собственника, что должно положительно отразиться на финансовых результатах компаний по итогам года", — говорит он. К примеру, в 2012 году прибыль судостроительного завода "Залив" по МСФО составила 5,93 млн грн ($0,5 млн), а чистый доход — 315,78 млн грн ($26,85 млн), по итогам минувшего года компания не отчитывалась.
Аналитик считает, что покупка 70% акций NorYards усилит позиции обоих предприятий, ведь "Заливу" с 2013 года уже принадлежат активы в Норвегии (Fosen и BMV). "Следует также подчеркнуть, что такой стратегический инвестор позволит усилить контроль за производственно-сбытовой политикой. Весьма вероятно, что подобная синергия принесет новые заказы предприятиям", — подчеркнул Ткачев. Он также уверен, что консолидация таких активов, как Fosen и BMV (специализируются на обустройстве судов), а теперь и NorYards, говорят о создании группы компаний, которая будет иметь замкнутый цикл производства.
Слова эксперта подтверждает Кузьменко. "NorYards — это замкнутый вертикально интегрированный судостроительный холдинг, который выполняет заказ, начиная от проекта, закупки стали, производства корпуса и его насыщении до полной комплектации", — объяснил он.
Вертикальная интеграция
Норвежский судостроительный завод NorYards уже получил заказ от норвежской компании NFDS 2 Offshore AS на строительство нового транспортно-буксирного судна на сумму больше 650 млн норвежских крон ($108,41 млн) с поставкой во II квартале 2015 года. В соответствии с подписанным контрактом, корпус судна будет построен на мощностях китайской Nantong Mingde Heavy. При этом дооснащение судна оборудованием планируется обеспечить, согласно контракту, в конце 2014 года — начале 2015 года на мощностях входящего в состав NorYards AS норвежского судозавода NorYards Fosen.
Открытым остается вопрос привлечения "Залива" в процесс работы норвежских верфей. Андрейченко предположил, что в дальнейшем возможна кооперация, по которой корпус судна будет производиться в Украине на мощностях "Залива", а остальное в Норвегии. В самой же компании пока не решили, каким образом будут работать с северными коллегами. Кузьменко рассказал Delo.UA, что сейчас компания проводит активные маркетинговые проработки, чтобы понять насколько может быть имплементирован в работу завод "Залив". "На данный момент трудно сказать, как будет работать "Залив" с NorYards, для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно оценить возможные риски и понять юридические аспекты работы", — разъяснил Кузьменко.
Впрочем, в планы может внести коррективы нынешняя политическая ситуация. На работу "Залива" может повлиять расположение украинского завода на спорной территории Крыма, экономическое сотрудничество с которым затруднено. А так как в производстве океанского судна важно место производства каждой из частей судна, не исключена и вероятность того, что мощности "Залива" не будут использоваться в работе норвежского NorYards.
Невезучие викинги
Норвежцы на украинском рынке не впервые. В 2008 году СМИ описывали похожую историю с норвежской судостроительной компанией Wadan Yards, под управление которой входили две немецкие верфи в портах Висмар и Варнемюде, а также Николаевский судостроительный завод "Океан".
В 2008 году 70% норвежской компании Wadan Yards приобрел российский бизнесмен Андрей Бурлаков, однако тогда Бурлаков заявлял, что на самом деле Wadan Yards контролировал Виталий Юсуфов, сын бывшего российского чиновника Игоря Юсуфова. В том же 2008 году из-за кризиса заказчики Wadan Yards стали задерживать платежи, что привело к банкротству германской "дочки" норвежского предприятия.
Состояние верфей обсуждалось на государственном уровне между Дмитрием Медведевым, который тогда был президентом РФ, и Ангелой Меркель. В итоге Виталий Юсуфов купил за 40 млн евро две немецкие верфи.
А уже в марте 2010 года банкротом была признана норвежская Wadan Yards. Конкурсный управляющий компании Йохан Ратвик в декабре 2010 года написал письмо в суд, где рассматривалось дело о банкротстве Wadan Yards, и в норвежскую полицию. В документах Ратвик утверждал, что за полмесяца до объявления Wadan Yards банкротом с баланса компании исчез ее самый ценный актив — акции украинской верфи "Океан" (Wadan Yards Оkean).
Тем временем покупателем "Океана" стала Blakur Company inc., зарегистрированная на Британских Виргинских островах и владельцы которой неизвестны. Никаких данных по сделке и ее сумме Ратвику получить не удалось. Долг верфи в 45 миллионов евро был продан той же компании всего за $100.
delo.ua