"Экспорт электроэнергии сейчас убыточен — это исключительно социальная нагрузка ради сжигания угля. Мы покупаем энергию по 49-50 евро за МВт-ч ($65-66,5), а продаем в среднем за 42 евро (почти $56). Если кто-то скажет, что готов обеспечить наши объемы экспорта и гарантировать загрузку мощностей, — мы готовы уступить место". Такими словами обрисовывал в июльском интервью "Инвестгазете" реалии отечественного бизнеса по внешним поставкам электроэнергии Максим Тимченко, генеральный директор холдинга ДТЭК (входит в группу "СКМ" Рината Ахметова) — единственного на сегодня украинского экспортера этого ресурса.
Топ-менеджера "услышали". В среду, 2 октября, министр энергетики и угольной промышленности страны Эдуард Ставицкий озвучил новую позицию Кабмина по вопросам экспорта электроэнергии (э/э). Она предусматривает либерализацию аукционов по доступу к техническим мощностям на поставку э/э за рубеж.
Политэнергетика
В своем заявлении министр отметил, в частности, что правительство предлагает внести изменения в закон "Об электроэнергетике" в тех его положениях, которые затрагивают условия доступа к межгосударственным сетям для экспорта э/э. "Разработанный законопроект предусматривает проведение, в том числе, и ежесуточных аукционов. Ранее предусматривались аукционы годовые и ежемесячные, а мы предлагаем даже ежедневные", — подчеркивал он.
Эти слова Ставицкого прозвучали не случайно. Толчком стала позиция Евросоюза. "Еврочиновники не единожды демонстрировали недовольство в отношении украинского энергорынка", — констатирует член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Последнее такое публичное неприятие правил экспорта э/э по-украински Европой было оглашено в начале прошлого месяца. Тогда заместитель директора секретариата Энергетического сообщества (ЭС) Дирк Бушле в интервью ИА "Интерфакс-Украина" отмечал, что существующий порядок проведения аукционов по доступу к пропускной способности межгосударственных сетей для экспорта украинской э/э не позволяет всем потенциальным участникам рынка участвовать в них на равных. "Мы надеемся, что новые правила распределения, предусматривающие открытый, прозрачный и легкий доступ /…/ могут быть приняты в ближайшее время", — прямо заявлял в сентябре европейский энергочиновник.
Месяц спустя украинский министр заверил — страна готова приводить свое законодательство в соответствие с нормами ЕС. По нынешнему мнению украинского профильного министерства, либерализация отечественного энергорынка в виде свободного (конкурсного — на электронном аукционе) доступа к поставкам э/э за рубеж "поспособствует появлению здоровой конкуренции на экспортном рынке". Для этого правительство задекларировало к принятию ряд законодательных изменений, анонс которым был подан в электронном бюллетене КМУ от 2 октября.
Аукцион для одного
Среди запроектированных новшеств значится и то, что при отсутствии конкуренции в ходе аукциона по определенному направлению транспортировки э/э устанавливается нулевая цена на доступ к экспортному сечению. Нынешняя практически постоянная "цена выхода" на внешние рынки э/э также невелика, как для крупных промкомпаний. Она составляет 1000 грн. или порядка $125 за лот на ежемесячных аукционах из-за присутствия только одного участника (в последние годы — энергохолдинг Ахметова). К примеру, на аукционе по распределению дополнительных мощностей, который прошел 1 октября, национальный оператор экспортных мощностей по э/э "Укрэнерго" продал компании "ДТЭК Трейдинг" за 2000 грн два лота по 105 МВт и 50 МВт.
Сами аукционы, по действующей нормативной схеме, проводятся таким образом. Раз в год назначаются торги на выкуп основных мощностей, в которых может участвовать неограниченное количество участников, отвечающих требованиям Закона Украины "Об электроэнергетике". Кроме того, ежемесячно, при наличии свободных международных сечений, проводится еще один аукцион.
С декабря позапрошлого года государство на доступе к "электрическому экспорту" заработало всего $90 тыс. При этом прошлогодний чистый доход продавца в лице "Укрэнерго" составил почти 3,4 млрд грн ($425,5 млн), а чистая прибыль — 29 млн грн ($3,6 млн). Основную выручку "Укрэнерго" сейчас приносит не продажа экспортных сечений, а поступления за услуги по транспортировке э/э внутри страны.
С конца 2011 года де-факто монопольным экспортером украинской электроэнергии является ДТЭК. В текущем году холдинг планирует экспортировать до 10 млрд кВт-ч, и эта цель вполне достижима. По данным Минэнерго, за январь-август 2013 года экспорт электроэнергии увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 8,4% до 6,68 млрд кВт-час, что в денежном выражении составляет $394,798 млн.
Но нельзя утверждать, что у Рината Ахметова в этом "экспортном вопросе" не было совсем никакой конкуренции. Не единожды ему пытался "перейти дорогу" глава группы "Финансы и Кредит" Константин Жеваго. Его группа владеет связанной с Белоцерковской теплоэлектроцентралью (ТЭЦ) компанией "Риэл Пауэр Сеплай", которую фактически не допускали к участию в конкурсе, что приводило к судебным спорам.
Немало примечательно: сентябрьские заявления еврочиновника сделали возможным для компании Жеваго то, что не решались два года легализовать в украинской судебной системе. Источник Delo.UA на рынке сообщил, что во время проведения регулярного ежемесячного аукциона — 11 сентября 2013 года — Белоцерковская ТЭЦ все же была "приглашена к торгам". Однако там приглашение проигнорировали, якобы ссылаясь на "слишком высокую цену на лот". Представители самой ТЭЦ комментировать этот нюанс отказались, хоть и подчеркнули, что "все еще заинтересованы" в экспортных поставках э/э за рубеж.
Круг желающих
При грамотном внедрении новой системы торгов по трансграничным сечениям у нынешнего экспортного монополиста может появиться довольно много конкурентов, утверждают эксперты.
По словам сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, помимо компании Жеваго желание поучаствовать в экспортных продажах э/э могут изъявить в "Энергоинвест Холдинге" Игоря Гуменюка (владеет свыше 60% акций генкомпании "Донбассэнерго"). Эксперт не исключает и того, что интерес проявят и в компании VS Energy российского бизнесмена Александра Бабакова, которая контролирует несколько украинских энергораспределяющих предприятий (облэнерго).
В обеих компаниях нашему журналисту ответили, что сейчас не рассматривают возможности экспорта э/э, однако будут готовы участвовать в аукционах в случае "развития передающих мощностей и создания прозрачного рынка". Что касается последнего, то в правительстве уже принято решение о корпоратизации "Укрэнерго". Этот шаг, по мнению Ставицкого, позволит привлечь кредиты для модернизации высоковольтных электрических сетей до 2030 года на общую сумму 47,5 млрд грн (почти $6 млрд).
В перспективную программу входит и расширение пропускных способностей экспортных сечений. Как сообщил в конце сентября заместитель главы Минэнергоугля Сергей Чех, планируется строительство вставок постоянного тока (ВПТ) на венгерском и польском направлениях. За счет этого проекта, по его утверждению, украинский экспорт э/э может быть удвоен. По оценкам министерства, срок реализации проекта — 2 года, стоимость — около $200 млн. В пресс-службе ДТЭК, в свою очередь сообщили, что "строительство ВПТ мощностью 600 МВт позволит ежегодно экспортировать дополнительно до 4 млрд кВт-ч".
Марунич полагает, что в случае вступления в силу новых норм, конкуренция принесет выгоды всем сторонам, участвующим в экспортных сделках. "Укрэнерго" сможет заработать дополнительные средства на аукционе, а действующий монополист не понесет потерь из-за особенностей европейского отраслевого законодательства. "Согласно Энергетической хартии и директивам ЕС в сфере энергетики, на рынке должно быть несколько поставщиков. В случае гармонизации украинских и европейских законов, ДТЭК из-за своего "уникального" положения может столкнуться с ограничениями в поставках на рынок ЕС", — утверждает эксперт. При этом в самом ДТЭК инициативу правительства не комментируют.
Внутренний интерес
При всех официальных заявлениях, в ДТЭК, конечно, уступить свои нынешние возможности в экспорте э/э просто так не согласятся. "Тот, кто получает контроль над экспортным сечением, де-факто управляет электростанциями, работающими в этом направлении", — говорит один из экспертов. В европейском направлении как раз и работают электростанции из состава "Западэнерго", контролируемого холдингом Ахметова… Запланированные чиновниками новшества предусматривают, что экспортер мощностей может переуступить свое право другому субъекту хоздеятельности.
Но кроме нормативно-рыночных и технических аспектов в случае с изменением нынешней схемы экспорта э/э существует еще один нюанс — административный. По словам одного из источников Delo.UA, в игру за международные сечения могут вступить фирмы, связанные не с бизнесом, а с действующей властью. В этом случае инициируемая властью проевропейская реформа может пройти довольно быстро — на протяжении года. Но с весьма узнаваемым "внутриукраинским результатом".
Любомира Ремажевская