Правительству и группе «Приват» удалось добиться проведения общего собрания акционеров ОАО «Никопольский завод ферросплавов» (НЗФ), однако определением Никопольского городского суда выполнение его решений заблокировано. Эксперты считают, что власти поторопились с реализацией «государственных» интересов на этом предприятии и не прошли «тест на законность».
Вопреки предварительным прогнозам экспертов, полагавших, что общее собрание акционеров ОАО «НЗФ» состоится не ранее 6 октября, а также однозначному решению Феодосийского городского суда, запретившего его проведение в назначенные до этой даты сроки, 30 августа мероприятие все-таки имело место. Согласно принятым на нем решениям, председателем правления ОАО вместо Александра Неустроева был назначен Николай Надточенко, возглавлявший ранее контролируемый группой «Приват» Марганецкий горно-обогатительный комбинат. Кроме того, председателем и членами наблюдательного совета предприятия были избраны, соответственно, заместитель министра промышленной политики Украины Сергей Грищенко, а также заместитель председателя правления КБ «Приватбанк» Тимур Новиков и председатель наблюдательного совета компании «Славутич-капитал» Геннадий Корбан. Разумеется, по решению собрания в качестве регистратора общества было утверждено ЗАО «Славутич-регистратор», которое, кстати, как и прогнозировали эксперты, проводило регистрацию акционеров на собрании.
До открытия собрания один из акционеров ОАО, несомненно, представляющий интересы группы «Приват», сообщил прессе, что на собрании зарегистрировались акционеры, владеющие в совокупности более 75% предприятия. В том числе и представитель государства, как собственника контрольного пакета акций ОАО «НЗФ». Кворум, разумеется, был обеспечен благодаря оперативной и всесторонней подготовке к мероприятию премьер-министра Юлии Тимошенко. Так, накануне в Фонд государственного имущества Украины (ФГИ) был отправлен факс, в котором глава правительства поручила председателю ФГИ Валентине Семенюк до 12.00 29 августа выдать доверенность замминистра промышленной политики Украины Сергею Грищенко на представление интересов государства на собрании акционеров ОАО «НЗФ», намеченном на 30 августа в г. Орджоникидзе.
Тем самым ФГИ был поставлен в самое что ни на есть щекотливое положение. Во-первых, потому, что судебный запрет на проведение собрания в этот день делал любой официальный шаг в этом направлении нелегитимным, а ФГИ еще в начале конфликта заявил о своих намерениях жестко придерживаться закона в этом вопросе. А во-вторых, потому, что не выполнить прямое указание премьера председатель ФГИ просто не имела права. Нужно сказать, что в сложившемся положении ФГИ продемонстрировал высшую степень политической виртуозности. А именно: доверенность выдали, однако, как указано в ее тексте, она была «действительна при условии получения С. Грищенко документов, подтверждающих зачисление акций ОАО «НЗФ» в размере 50% + 1 уставного фонда общества на счет ФГИУ».
Между тем, акционерно-коммерческий банк социального развития «Укрсоцбанк» на запрос ФГИ, отправленный после выдачи доверенности, сообщил, что «по состоянию на 30 августа 2005 года номинальным держателем пакета акций эмитента ОАО «НЗФ» в 50% +1 акция является ПФК «Приднепровье». Таким образом, в открытом и проведенном вопреки запрету суда собрании акционеров замминистра промышленной политики Украины Сергей Грищенко как представитель государства участвовал по доверенности, которая не имела юридической силы. И именно эти две причины — судебный запрет и недействительная доверенность — побудили председателя ФГИУ Валентину Семенюк официально заявить, что состоявшееся собрание незаконно. Соответственно, именно это стало основанием для постановления Никопольского городского суда о запрете правлению завода, государственным органам и другим физическим и юридическим лицам выполнять решения собрания.
Итак, правительство в союзе с группой «Приват», наконец, добилось того, к чему стремилось уж несколько месяцев. Прежде всего, благодаря решению Высшего хозяйственного суда завод уже без пяти минут в руках государства. И, конечно, благодаря напористости основных игроков, на предприятии сейчас новый, удобный им обоим менеджмент. Правда, пока не совсем легитимный (вернее — совсем нелегитимный) и, возможно, неокончательный. Дело в том, что, вопреки прогнозам, государство не стало вводить в правление своих представителей, но позволило взять предприятие под контроль группе «Приват». При этом правительство вряд ли не отдавало себе отчет в незаконности собрания и, соответственно, избираемых на нем органов, а значит — вряд ли и не было готово к тому, что за всем мероприятием последуют запретительные определения и постановления судов. Поэтому не исключено, что для него самого выбранные лица — лишь результат предварительной разведки боем и ни к чему не обязывающий джентльменский жест в адрес союзника.
Но несмотря на то, что сейчас уже мало кто сомневается в успехе реприватизации завода, на пути к ней еще немало препон и главную из них, как считают эксперты, правительство воздвигло собственными руками. Как отмечает директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко, правительству ничего не стоило дождаться завершения тяжбы в Верховном Суде (куда, кстати, ПФК «Приднепровье» уже подало кассационную жалобу), объявить собрание акционеров и через 45 дней решить на нем все вопросы с менеджментом. Однако, как констатирует эксперт, кабинет, желая моментально реализовать свои интересы, поторопился, и теперь все достигнутое им на проведенном собрании легко оспорить в суде. Наряду с этим г-н Рябченко не исключает, что правительство просто воспользовалось сложившейся ситуацией, чтобы оказывать давление на ПФК «Приднепровье», и предполагает после официального возврата акций в госсобственность вновь проводить собрание и избирать органы правления.
Елена Герасимова,
внештатный корреспондент
ELCOMART.NEWS
(www.e-news.com.ua)