Как известно, заместитель председателя Национального банка Украины Сергей Яременко подал в отставку. Пресс-служба НБУ официально подтвердила это. Причины увольнения ни сам г-н Яременко, ни НБУ не называли. Впрочем, некоторые знатоки сразу утверждали, что отставка г-на Яременко была вызвана разногласиями по вопросу о том, какой политики следует придерживаться главному банку в отношении курса гривны. Вчера же председатель НБУ Владимир Стельмах заявил: Сергей Яременко подал в отставку, так как считал, что НБУ должен действовать подобно Федеральной резервной системе США, тогда как по Конституции Украины функции Национального банка более ограниченны.
Поскольку положение у национальной валюты весьма неопределенное, и с разных сторон звучат подчас взаимоисключающие прогнозы, мы решили обратиться к некоторым экспертам с вопросами о том, чего же, собственно, от нее ждать.
Будущее гривны эксперты видят по-разному. Как утверждают, причина подобных разногласий — в непоследовательной работе правительства. Впрочем, и сам Национальный банк упрекать в последовательности и однозначности проводимой линии язык не повернется.
Вот какой видится судьба гривны некоторым из опрошенных нами специалистов.
«Возможно, к началу осени мы сможем говорить о незначительном ослаблении отечественной валюты»,— отметил Василий Юрчишин, ведущий эксперт Центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова.— «Впрочем, я должен отметить, что для нашей экономики одинаково плохи колебания гривны как в одну, так и в другую стороны». (В общем, считается, что и для любой другой экономики тоже.— Прим. ред.) По мнению г-на Юрчишина, любые колебания гривны выбивают почву из-под ног бизнесменов, а так же смещают их ориентиры по реальным стоимостям. Как утверждает эксперт, на сегодня курс гривны определяют две тенденции.
Первая: позитивное сальдо платежного баланса (т. е. преобладание платежей из-за рубежа в Украину над обратным потоком.— Прим. ред.) и большой приток доллара усиливают позиции национальной валюты, однако ситуация на внешних рынках складывается несколько иная, нежели год-два назад, и поэтому позитивное сальдо внешней торговли в 2005 году по сравнению с 2004 уменьшилось в 2,5 раза, а это значит, в перспективе приток иностранной валюты уменьшится.
«Вторая тенденция развития курса гривны в том, что популистские социальные выплаты и увеличение цен на энергоносители и коммунальные услуги ведут к ослаблению национальной валюты». По словам эксперта, эти внутренние факторы будут давить на гривну и ослаблять ее, а биржевой курс отечественной валюты снизится до уровня 5,15—5,20 гривен за доллар.
Как утверждает Александр Желудь, эксперт Международного центра перспективных исследований, осеннее ослабление курса гривны будет обусловлено воздействием нескольких факторов.
Основным станет ввоз сезонной импортной продукции, а также отмена импортных тарифов и как следствие — ухудшение платежного баланса. «Более того, крупных инвестиций в ближайшее время, кроме продажи „Криворожстали“, в Украине не предвидится. Поэтому я считаю, что рост предложения доллара к середине сентября изменится в противоположную сторону»,— подчеркнул эксперт.
В виду ежегодного осеннего снижения объема экспортной выручки украинских предприятий, курс доллара может уже в ближайшее время вырасти. Такое мнение высказал председатель правления банка «НРБ-Украина» Владислав Кравец.
«По той динамике, которую мы наблюдаем сегодня — экспортная выручка не увеличивается, а скорее постепенно уменьшается — можно сделать вывод, что рост курса доллара будет происходить уже в ближайшее время»,— сказал банкир.
Он также отметил, что в результате последних изменений на валютном рынке позиция международных организаций и инвесторов относительно курса основывается на том, что большие деньги, в том числе и спекулятивные, завезенные в Украину, нуждаются в некоторой фиксации торгового результата, торговой прибыли от колебания курсов. «Те горячие инвестиции, которые завезены в страну, хотят сейчас зафиксироваться по какому-то фиксированному форвардному курсу и выйти по тому курсу, который будет достаточен для того, чтобы обеспечить ту прибыль, которая необходима»,— считает В. Кравец.
По словам Александра Желудя, парламентские выборы 2006 года тоже повлияют на курс гривны.
«Большая часть населения уверена в политических рисках (хотя, по мнениям экспертов, в 2006 году они не предвидятся), и поэтому старается вложить национальную валюту в недвижимость или в иностранную валюту, а это так же негативно отразится на курсе гривны»,— отмечает эксперт Международного центра перспективных исследований.
Единственное, в чем сходятся мнения многих аналитиков,— до конца года (а может быть — и до выборов в марте следующего) официальный курс гривны изменен не будет, однако, несмотря на это, наличный курс будет подвержен различным колебаниям.
Однако осмелимся предположить, что не все так плохо с платежным балансом, как кажется. Ведь рассчитывается он на основании данных официальной статистики. А она объективностью не славилась никогда.
Во-первых, еще весной правительство утверждало, что таможня была словно дырявое решето, и стоимость ввозимых товаров при пересечении границы занижалась не то что в разы, а порой и в десятки раз — чтобы уменьшить налоги с импорта. Нельзя ли поэтому предположить, что возрос на сегодня не так реальный объем ввоза товаров, как его учет?
Да и вывоз вызывал некоторые сомнения. Известно ведь, что объемы фиктивного экспорта, который «предпринимали», чтобы получить возмещение за якобы уплаченный налог на добавленную стоимость, измерялись даже не сотнями миллионов грн. Таким образом, показатели для расчетов брались явно не объективные. То есть, может быть, что на самом деле изменился не платежный баланс, а наше представление о нем. И приток валюты в страну не так уж и сократился.
Этого мало. В последние месяцы отмечается приток в Украину спекулятивных долларов, с чем согласны и наши эксперты. Почуяв возможность ревальвации, некоторые нерезиденты решили поиграть с курсом и слегка подзаработать на последующем росте гривны. Играя на повышение, такие нерезиденты и сами способствуют ему — просто тем, что предлагают доллары и просят гривен, еще более меняя соотношение спроса и предложения в пользу национальной валюты.
Национальному банку не позавидуешь. Что бы он ни делал, кто-то будет негодовать. И этот кто-то будет весьма влиятелен. Международный валютный фонд требует либерализовать валютный рынок и отпустить гривну в свободное плавание, не мешая ей расти и укрепляться. «Никогда!»,— возражают измученные экспортеры. Им хотелось бы, чтобы гривна становилась дешевле, а не дороже, ведь постепенное удешевление национальной валюты весьма благоприятно для экспорта, тогда как ее рост ощутимо бьет экспортеров по карману. Но что же может сделать в этой ситуации НБУ? Чтобы выкупать излишнее предложение доллара, придется без конца печатать гривну… Тем самым раздувая инфляцию… Вряд ли это понравится избирателям, да и всем остальным, кроме упомянутых экспортеров.
Нельзя не понимать и того, что постепенный рост гривны объясняется не только оживлением экономики, но и ослаблением самого доллара. Так или иначе, грандиозный дефицит государственного бюджета США и неописуемые масштабы государственного долга Америки весьма сильно влияют на позиции американской валюты, да и многое другое тоже. Привычная привязанность нашего бизнеса к доллару до добра не доведет. Не стоит ли НБУ и правительству задуматься о некоторой «диверсификации» валютных потоков? Может быть, следует установить норму, по которой экспортеры должны «приносить» в страну не одни доллары, а и другие валюты, например евро и английские фунты, по меньшей мере на 10—15% суммы? Хотя бы в порядке эксперимента?
И еще позволим себе не согласиться с мнением, что инфляцию раздувают неоправданно большие социальные выплаты правительства. Если причина была бы в этом, инфляция в Нидерландах или Германии, где социальная защищенность населения высока, уже подскочила бы до небес. Не социальные выплаты виноваты, а несбалансированность бюджета в целом. Предусматривая большие расходы на его социальные статьи, нужно было или сокращать иные статьи расходов, или думать о способе увеличения доходной части. Хотя многие экономисты считают нынешний бюджет «бюджетом проедания», мы скорее согласимся с Президентом Ющенко, назвавшим его «бюджетом развития». Просто потому, что все эти социальные выплаты, во-первых, способствуют, наконец, укреплению платежеспособного спроса на внутреннем рынке, а во-вторых, просто дают возможность людям поправить свои дела. Уровень жизни населения — это ведь тоже важный экономический фактор, как ни посмотри. Когда он слишком низок, большого прогресса в экономике не достичь.
Анна Ковалева,
ELCOMART NEWS