При возрождении в начале XVI века киевских монастырей и церквей, они начали получать в дар и покупать левобережные лесные земли. Расположение угодий было как нельзя более удобным — прямо напротив самих монастырей, достаточно взять лодку и переплыть Днепр. Крестьян, которые соглашались поселиться и обрабатывать эти монастырские угодья, на 40 лет освобождали от оброка и повинностей. Так возникли слободы Троещина, Воскресенка, Никольская Слободка, Дарница, Осокорки и другие поселения.
А после объединения Литвы и Польши к разделу левобережных земель приобщились и польские шляхтичи. Свободное местечко Милославичи королевской грамотой было отдано пану Яну Выгуре, при этом переименовано в Выгуровщину. Характерно, что в нашу эпоху околонаучного мифотворчества можно прочитать о происхождении названия Выгуровщина от имени… козака Выгуры.
Во время восстания Богдана Хмельницкого жители левобережных сел, по указанию хроник, повсеместно ушли «козаковать». А те, кто остались, начали требовать уменьшения податей. Самыми активными оказались крестьяне панской Выгуровщины: они захватили луга и поля, на которых когда-то отрабатывали панщину, и более 70 лет самоуправно пользовались ими, ничего никому не выплачивая.
Свободолюбивые выгуровцы отказались исполнять два гетманских универсала, по которым их отдавали новому собственнику — Михайловскому Златоверхому монастырю. И даже присланная гетманом Хмельницким судебная комиссия во главе с киевским полковником не смогла ничего сделать из-за массовой вооруженности населения.
Крестьяне даже посылали царю в Москву (!) прошения вернуть им земли, «которыя шляхта поотымывали». Споры о Выгуровщине тянулись до времени Петра І. Только этот император свое подтверждение собственности Михайловского монастыря подкрепил крупной силовой акцией, положившей конец крестьянскому бунтарству.
Источник Информации: Отрок
Автор: Олег Кочевых