Приметой сегодняшнего дня стали попытки переосмыслить (на основе замалчивавшихся или неизвестных фактов) нашу историю. Касается это и народа Украины, а также его составных — этносов, вклад которых в украинскую культурную сокровищницу — а именно о ней и пойдет речь — весомый.
25 декабря 1991 года немцы, проживающие в Киеве, впервые за много лет встретились в Театре оперетты, чтобы отпраздновать Рождество Христово. Событие было радостным и печальным одновременно. Как мало знали они о своем богатом прошлом!
Однако личной их вины в этом немного. Все мы хорошо помним, что и сколько делалось нашими вчерашними «вождями», чтобы слепить из обитателей бескрайней империи новый «этнос» — «советский народ». Слава Богу, не получилось. Вот и настало время ликвидировагь «белые пятна», узнавать — и немцам Киева, и всем нам — славные страницы истории. В 1731 г. в Киев по приглашению духовенства Киево-Печерской лавры прибыл уроженец Гамбурга Иоган-Готфрид Шедель (1680-е (?) — 1752), по проектам которого построены дворцы Меньшикова в Петербурге и Ораниенбауме. В Киев И.-Г. Шедель был приглашен с целью строительства большой колокольни Успенского собора, которая является композиционным центром нынешнего Киево-Печерского историко-культурного заповедника и имеет важное градостроительное значение. Колокольня, к тому же — самое высокое монументальное сооружение на территории Украины.
Первый вариант проекта, принадлежавший архитектору Ф. Васильеву, И.-Г. Шедель существенно переработал: изменил пропорции сооружения, конструктивную основу, упростил декор, приблизил архитектуру сооружения к классическим формам. Вместо пятиярусной — высотой около 85 м, колокольня возведена в четыре яруса — 96,5 м.
По проекту И.-Г. Шеделя мастером С. Ковниром была построена (в 1751-1761 гг.) колокольня на Дальних пещерах, Эта колокольня, с ее оригинальной композицией и мастерски исполненной пластикой фасадов, по праву относится к лучшим памятникам украинского барокко середины XVIII в.
На территории Киево-Печерской лавры, как и в других монастырях, были возведены также здания светской архитектуры. По проекту И.-Г. Шеделя в 1731-1745 гг. был построен дом наместника (корпус 1), достроены галереи к Воздвиженской церкви и церкви Рождества Богородицы (Киево-Печерская лавра).
В начале XVIII в. в центре главной площади Подола было построено одноэтажное здание Киевской академии. Старый академический корпус в 1732-1740 гг. был переделан по проекту И.-Г. Шеделя. В обрамлении окон фасада, выходящих на улицу, прослеживаются черты традиций немецкой архитектурной школы.
Многолетняя работа Шеделя в Киеве существенно повлияла и на квалификацию украинских «каменных дел» мастеров, работавших рядом с ним —Рубашевского, Шаровара, Гороха и, особенно, С. Ковнира — одного из наиболее интересных украинских зодчих XVIII в.
В XVIII в. создавался архитектурный ансамбль вокруг Софийского собора. Первым каменным сооружением на его территории была колокольня. От первоначальной трехъярусной, возведенной после пожара 1697 г., сохранились только первый и часть второго яруса. По проекту И.-Г. Шеделя колокольня восстановлена в 1744-48 годах.
Своеобразием архитектуры отмечен и дом митрополита Софийского собора, архитектором надстройки (в 1731-1748 годах) второго этажа также является И.-Г. Шедель. Здесь в 1746-1748 гг. (по другим данным в 1744-1748 гг.) по его же проекту по заказу митрополита Р. Заборовского были построены большие ворота («Брама Заборовского») — бывший главный вход в дом митрополита.
Не всем, наверное, известно, что И.-Г. Шедель был автором одного из проектов Андреевской церкви. Однако созданный им и инженер-полковником Де-Боскетом в 1745 г. вариант был отклонен. Вместо него прошел более простой проект В. Растрелли.
В урочище Клов, принадлежавшем Киево-Печерской лавре, в 1752-1756 годах был построен дворец, который получил название Кловского. В отделочных работах рядом с украинскими и русскими мастерами над росписью плафона большого зала работал «маляр і золотар» В.Фридрих.
Крупнейшим промышленным сооружением Киева в конце XVIII — начале XIX века был арсенал, построенный по проекту военного инженера-строителя И. Меллера, которому принадлежит и проект планировки Киева (первый официально утвержденный).
Из зданий, возведенных по индивидуальным проектам немецких архитекторов, стоит выделить: дом, построенный немецкой общиной для профессора университета М. Бунге, особняк на ул. Январского восстания и дома, построенные по проектам архитектора, уроженца Вены, Иосифа Лауфера. Маленький одноэтажный, классического стиля деревянный дом профессора М. Бунге разместился на улице Розы Люксембург, 13. Разрушен он во время второй мировой войны.
В 1856 г. по проекту архитектора И. Штрома построен (на месте нынешней Национальной оперы) оперный теарт, который, однако сгорел в 1896 г.
На территории, принадлежавшей киевской лютеранской общине, немцами в 1828-1829 годах была построена женская гимназии и реальная школа (Екатерининское профессиональное училище лютеранской общины). В годы пёр1йм мировой войны в доме был разме щен лазарет, сожженный в войку гражданскую, В начале 1850-х гг. было постро ено (под наблюдением арх. И. Штрома) помещение Владимирского кадетского корпуса, при котором была долевая церковь. Это большое четырехэтажное сооружение стоило правительству около миллиона рублей.
Немецкая колония с кирхой к началу XIX в. находилась на Подоле. В 1811 г. после того, как кирха сгорела, лютеранской общине определили место в Липках. Тут были построены деревянные с колоннами здания кирхи и пастора. Авторами проекта деревянной кирхи были немецкие архитекторы И. Штром и П. Шлейфер.
15 августа 1706 г. была заложена Печерская крепость, ставшая цитаделью киевской крепости. Первый известный проект крепости принадлежит инженеру Геллерту, однако строительство осуществлялось по другому проекту. В основу строительства новой Печерской крепости положен вариант проекта немецкого военное инженера К. Опермана (1765-1831), утвержденного в 1830 г. Николаем I.. А по проекту военного инженера О. фон Фраймана в 1844-48 годах была построена обсыпная стена вокруг Ближних и Дальних пещер.
Развитие городского строительства, потребность в новых помещениях для учреждений, банков, контор, железнодорожного вокзала, элеваторов и т. д. — все это обусловило поиски нового стиля в архитектуре во второй половине XIX — начале XX века. Это, в частности, дом городской думы архитектора О. Шилле в стиле барокко. 22 мая 1871 г. был заложен киевский водопровод, который начал действовать в сентябре следующего года. Главным его строителем был инженер О. Струве.
В начале 1870 г. (12 февраля) было завершено строительство первого в Киеве железнодорожного моста, длина которого составляла 3503 фута. Это сооружение было выполнено тем же военным инженером О. Струве, который получил за него звание полковника. Безукоризненная организация работ сказалась на сроках: мост был закончен всего за 2 года. О. Струве стал и одним из авторов «электрической городской железной дороги» — трамвая.
По проекту академика архитектуры И. Китнера построен Политехнический институт. Строительство в романском стиле шести корпусов вуза, начатое 30 августа 1898 года, было завершено в 1901 г. Архитектор В. Шретер за проект городского театра (ныне Национальная опера) получил первую премию на Всемирном конкурсе проектов театральных помещений. Здание это построено на месте сгоревшего (1896 г.) в 1897-1901 годах, выдержано в формах французского ренессанса.
В конце XIX зека заметную роль в формировании архитектурного облика города играет деятельность архитекторов Э. Брадтмана, П. Шлейфера, Р. Мельцера, Ф. Лидваля. На месте пустырей, малоэтажных усадеб вдоль Крещатика, Фундуклеевской, Владимирской, Большой Житомирской, Мариинской и других улиц возникали густо зстроенные кварталы с 3-4, а в начале XX века и 4-6-этажной застройки «доходными» домами. Например, возведенный в 1881-1882 годах особняк В. Ханенко (архитектор Р. Мельцер) по ул. Репина, 15 (ныне Музей западного и восточного искусства); дом управляющего имениями Терещенко (ул. К. Либкнехта, 14; арх. Р. Мельцер).
По проекту арх. О. Шилле в 1873 году на ул. Институтской было построено здание биржи. В 1883 она была переведена в здание на углу Крещатика и Институтской, построенное в 1882-1883 годах по проекту арх. Г. Шлейфера в формах позднего ренессанса.
В 1913 году в стиле модерн по проекту архитектора Ф. Лидваля было построено здание российского банка внешней торговли.
В создании прилегающего к Крещатику района большую роль сыграли Э. Брадтман и Г. Шлейфер, которые в течение 5-7 лет застроили эту территорию в основном зданиями в стиле венского модерна. В 1897 году построена гостиница «Континенталь» (арх. Э. Брадтман, Г. Шлейфер), в которой, в частности, останавливались выдающиеся артисты.
В том месте, где расположен сейчас Украинский драматический театр им. И. Франко, был в конце XIX века... пруд. Домостроительное общество (во главе с арх. Г. Шлейфером) засыпало его, и в 1898 году тут возвели двухэтажное здание для русского театра Н. Соловцова (арх. Э. Брадтман, Г. Шлейфер).
На ул. Воровского (№ 24) в 1897 г. по проекту архитектора Г. Шлейфера построено первое коммерческое училище (ныне институт народного хозяйства).
Перечисленным далеко не исчерпывается список сделанного архитекторами и инженерами немецкого происхождения. Цель у нас другая: на этом примере напомнить всем, что к культурной и научной славе Киева и Украины в целом приложили руки и ум «все сущие в ней народы». И наш святой долг — помнить об этом всегда, жить в согласии и сообща строить богатое демократическое государство.
Игорь ВИННИЧЕНКО