Через три года мы сможем увидеть, как выглядел Киев более тысячи лет назад, и даже погулять по нему. Под райцентром Обухов на Киевщине на 10 гектарах полным ходом идет строительство града князя Владимира (Х век), причем в натуральную величину. Здесь будет также град Кия (V век). Ученые и организаторы обещают с максимальной достоверностью показать жизнь наших предков. Пока насыпано 1400 метров земляного вала, окружавшего в Х веке детинец (кремль), на нем возводят бревенчатый частокол. «Сегодня» заглянула «через частокол в прошлое» и выяснила, какими были первые киевляне. В этом нам помог сотрудник благотворительной организации «Славянский фонд», под эгидой которой воплощается в жизнь эта идея, известный ученый-археолог, лауреат Госпремии Константин Гупало
Как оказалось, Киев начинался всего с 50—60 соток. Именно такого размера был град Кия над кручами Днепра. За частоколом стоял небольшой, площадью всего около 100 кв. м, дворец Кия, в котором жил он с «родом своим», как говорят летописи, их было до 40 человек. Лишь спустя 300 лет, в 860-х годах бояре легендарного скандинава Рюрика Аскольд и Дир построили здесь более просторные хоромы. В частности, там был зал (халле), где пировала дружина. Что касается простых киевлян, то они жили в землянках и полуземлянках — в суровом климате земля неплохо защищала от холода. Яму размером примерно 3х4 м обкладывали бревнами или деревянными плахами (наши предки виртуозно владели топором и быстро раскалывали бревно на 3—4 доски). Высота помещения — 2—2,2 м, ведь чем выше дом, тем больше надо дров для отопления.
Топили «по-черному»: в углу слева или справа от входа клали глинобитную печь на каркасе или открытый очаг-каменку, от них — и свет, и тепло. Дым уходил через дверь и камышовую крышу на столбах. Вдоль одной из стен шла необогреваемая земляная лежанка (останец), на ней могли поместиться двое взрослых и 2—4 детей. Снаружи обязательно был «срамной чулан» для отправления естественных надобностей, который периодически очищали. В летописях сохранились свидетельства о том, что русичи были сильно возмущены поведением печенегов, привыкших гадить где ни попадя.
Одевались и питались тем, что давала природа, ведь вокруг Киева рос «бор велик», в котором водился пушной зверь. Картофеля не знали, его заменяла брюква, грибы. Мясо добывали в основном на охоте, хотя держали коров и свиней. А какая была в те времена рыбная ловля! В Днепре водились даже огромные осетры. Пили медовуху и пиво, причем князь и дружина могли позволить себе и привозное византийское вино.
ОТ КИЯ ДО ЯРОСЛАВА
Первым киевским правителем был Кий (конец V — начало VI вв.). После него лет триста Киев оставался деревушкой, пока в 862 году сюда не пришли бояре Рюрика (князя Великого Новгорода) Аскольд и Дир. В 882-м, после смерти Рюрика, оба были убиты его воеводой Олегом, который назвал киевским князем 5-летнего Игоря Рюриковича (родился в 877 г., погиб в 946 г.), но на деле правил сам до своей кончины в 912 г. Игорь княжил до 946-го. Далее правили Ольга (годы жизни: 894—969), ее сын Святослав (927—972), внук Владимир Великий (948—1015) и правнук Ярослав Мудрый (978—1054).
КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ И ИХ ДРУЖИННИКИ БЫЛИ, ПО СУТИ, РЭКЕТИРАМИ
Киевские князья и их дружинники занимались в основном тремя вещами: походами, охотой и пирами. Если говорить по-современному, они были рэкетирами, взимавшими дань с мирного населения на подчиненных им землях, взамен обеспечивая пахарям защиту от набегов кочевников. За данью ездили к ним дважды в год: в конце лета, когда уже собран урожай, и в конце зимы — за пушниной. Зимой дружина охотилась на кабанов, медведей, птицу, после охоты устраивали многодневные пиры во дворце князя, где порой и ночевали. Пиры или охоту сменяли тренировки с оружием: бои на учебных мечах (они вдвое тяжелее боевых, чтобы укреплялась кисть), стрельба из лука и — от этого никуда не денешься — блуд с дворовыми девками. Собственно, одно из основных предназначений городища, окруженного валом и частоколом, — сохранить эту дань и поселить в относительной безопасности от диких зверей и лихих людей обслугу, которая обеспечивала жизнь и быт одной-двух сотен профессиональных воинов: от ковки коней, изготовления и починки оружия, сбруи, одежды до ежедневного приготовления им еды.
Интересно, что в основе психологии княжеской власти дружинного периода было не накопление, а обретение и раздача. Прежде всего, это касалось военной добычи, за которой все с удовольствием ходили на ладьях в Византию. Чем больше князь раздал добра дружине, украшений — женщинам, хлеба — бедным, тем больше о нем слагали былин и песен. Яркий пример — князь Владимир: хотя он убил брата Ярополка, обесчестил отказавшую ему дочь полоцкого князя Рогнеду, но запомнился не столько крещением Руси, сколько щедростью и богатыми пирами, но которых гулял весь Киев, а немощным разносили еду по домам.
УМБОН, ПРИЛБИЦА И СУЛИЦА
Энтузиасты одного из наших известных клубов исторической реконструкции «Яръ-Туръ», которые занимаются реконструкцией жизни и быта раннего Средневековья (VI—XI вв.) в Украине, смогли в деталях восстановить, как выглядело облачение дружинников Х века, как они сражались, и рассказали, почем сегодня изготовить такое боевое снаряжение (см. инфографику). «Воины не носили доспехи постоянно, в них облачались перед боем, поэтому то, что показывают в фильмах — как герои в латах сидят за столами и пируют, — неправда, — говорит член клуба «Яръ-Туръ» Радимир. — Перед боем на рубаху надевали еще одну — из кожи, сверху кольчугу, обычно она доходила до середины бедра. Подпоясывались кожаным поясом, украшения на нем говорили о статусе: у опытных бойцов бляхи были серебряные и позолоченные, у молодых — бронзовые.
Убить наповал было сложно, но многие умирали даже при нетяжелых ранениях от заражения крови, ведь мечи, наконечники копий и стрел часто смазывали ядом. Под шлем воин надевал шапку с валиком (прилбицу) и пристегивал его ремнем под подбородок, чтобы не слетел.
У пехотинца на шлеме был наносник, предохранявший лицо от рубящих ударов, конники часто обходились без него. Руки защищали толстыми кожаными перчатками, а вот ноги в шароварах и обмотках — ничем, кроме высоких сапог, которые были далеко не у всех. Для защиты от мечей, копий и стрел служил круглый (диаметром 70—80 см), реже — каплевидный щит из 7—8 досок, оклеенных мешковиной и сыромятной кожей и скрепленных тонким кожаным шнуром. Поперек досок пришнуровывалась ручка, за которую щит держали, в центре он имел отверстие для кулака, закрытое металлической полусферой, называемой «умбон». Меч, особенно хороший, из булатной стали, стоил дорого (за него могли дать и табун лошадей), поэтому его имели только опытные воины, основная часть пехоты вооружалась боевыми топорами с небольшим лезвием и копьями длиной 2—2,5 м.
Тактика боя простая: сомкнутый строй, ощетиненный копьями, теснит противника. Короткие метательные копья (сулицы), луки и самострелы (арбалеты) использовались при обороне городских стен.
КОЛЬЧУГА ИЛИ ХАЛТУРА?
Вязь настоящей кольчуги древнего славянина выглядела так, как на верхнем снимке, утверждают археологи: плоские колечки скрепляли заклепками. Ныне самодельные «кольчатые рубахи» нередко изготовляют из колечек, которые получаются после продольного разрезания проволоки, навитой в виде пружины на стержень. «Правильные» реконструкторы такие псевдокольчуги не признают, ведь в бою она не спасла бы воина даже от несильного удара: нескрепленные кольца сразу разошлись бы. Интересно, что самые точные копии кольчуг делают... в Индии, причем занимаются этим 8—10-летние дети, у них тонкие пальчики и хорошее зрение.
ЧЕРЕЗ ТАМОЖНЮ — ЗА МЗДУ
Как правило, участники клубов по реконструкции сами делают только щиты и шьют из покупного, сделанного под старину полотна, одежду, обувь, кожаные рубахи, иногда плетут кольчуги. Все остальное покупают у специалистов. Например, симферопольские умельцы славятся кольчугами, киевские — шлемами, харьковские — мечами, львовские — боевыми топорами. Конечно, оружие не заточено, но, как рассказал нам Радимир, порой при поездке за границу на фестивали, особенно в Россию, на таможне возникают проблемы типа «А вдруг вы его заточите, не положено». Но за мзду ($20 с человека) пропускают.
ОБИДЕЛ ЗАМУЖНЮЮ ЖЕНЩИНУ — ГОЛОВА С ПЛЕЧ
В раннем Средневековье (VI—XI вв.) женщина как физически слабый пол находилась в подчинении мужчин. Дамы в основном занимались монотонным, требующим усидчивости трудом: ткали, пряли, шили одежду, вышивали. Простой народ и одевался просто: мужчина носил штаны-шаровары и рубаху, женщина — вышитое платье до пят с поясом. Ткань красили зверобоем в желтый цвет, корой дуба — в коричневый, брусникой — в лиловый. На ноги — лапти из лыка (служили 2—3 недели) с онучами или поршни из кожи (нечто вроде мокасин). В сапогах ходила только знать. Комплект одежды обычно был один, но даже самый бедный русич имел в запасе новую рубаху для погребения.
И естественно, женщины готовили еду. Кстати, меню было не только разнообразным, но и вкусным. Как вам, например, кусок вареного со специями мяса внутри горбушки хлеба, из которой вынут мякиш? А просяная или ржаная каша со сладостями, приготовленными из обычной свеклы, и узвар (компот) из сушеных груш или яблок?
Но и это не все. Подразумевалось, что женщина — рабыня и служанка, особенно если мужчина богат и знатен. Считалось в порядке вещей, когда во время переговоров, сопровождавшихся застольем, к одному из мужей приводили девушку, и он тут же при всех занимался с ней любовью, а остальные с интересом за этим наблюдали. В то же время насилие и жестокость по отношению к женщине сурово карались: в зависимости от тяжести проступка это мог быть как штраф, так и смертная казнь с предварительными изощренными пытками. Особо охранялась честь замужней дамы: даже за то, что с ее головы сняли платок, налагали крупный штраф, поскольку это уже оценивали как насилие.
Источник Информации: Сегодня
Автор: Александр Панченко, Денис Мельниченкo