Самые древние и малоизученные подземные сооружения Древней Руси – лабиринты Киево-Печерской лавры.
Здесь покоятся мощи знаменитых святых, здесь можно наблюдать мистические видения и прочие чудеса, объяснение которым способен отыскать лишь человек, мыслящий иррациональными категориями… Разбойничье логово и монастырь. По преданиям, когда-то в этих местах обитали разбойники-норманны, безжалостно грабившие проплывавшие по Днепру купеческие суда. Мимо пролегал знаменитый торговый путь «из варяг в греки», так что без работы «заморские гости» не сидели. Награбленное они прятали в пещере, и спустя несколько веков, уже после того как здесь возник монастырь, его обитатели нет-нет да и принимались искать разбойничьи сокровища. И, говорят, даже находили.
Первое письменное упоминание о Лавре встречается в «Повести временных лет», где говорится о том, что в лето 6559 (1051 год от Рождества Христова) некий Антоний, вернувшийся с Афона, поселился в пещерке у Днепра – маленькой, двухсаженной.
«Бе обыкл един житии и не терпя всякого мятежа и молвы», – пишет о нем Нестор.
Антоний, когда к нему начала присоединяться иноческая братия, оставил ее на попечение поставленного им игумена Варлаама и затворился в своей пещере.
Фактически он и является основателем Киево-Печерского монастыря, хотя традиция приписывает эту честь его ученику Феодосию Печерскому, который вел активную проповедь, много общался с мирянами, помогал неимущим и немало потрудился на ниве организации монастырского хозяйства.
Берег Днепра в этом месте сложен пористым, легко поддающимся кирке и лопате песчаником. Поэтому пещеры росли не по дням, а по часам. Планы в ту пору не составляли, но по описаниям известно, что уже к ХII веку в обрывах под Днепром существовали пещерные кельи, галереи, церкви и трапезные. Одни сохранились и поныне, и по ним водят туристов, другие обрушились, или входы туда не могут отыскать.
Например, за незаметной деревянной дверью скрыты Варяжские пещеры. В тесных лабиринтах, по которым порой нужно пробираться ползком, когда-то жили монахи-затворники. Пещеры не укреплены и потому закрыты для посещения. Хотя люди здесь бывают – это монахи, несущие послушание.
Чтобы находиться в этих пещерах, нужна особая духовная подготовка, такая там энергетика. Рассказывают, что один любопытный как-то выпросил разрешение остаться в пещере на ночь – и еле дожил до утра, так как подвергся нападению демонов. Непосвященным тут не место! Карты и схемы. Средневековые авторы упоминали о гигантской длине киевских катакомб.
Кое-кто называл цифру в 10 миль, чаще фигурировали 100 миль, а то и 1000. Согласно легендам, подземные ходы тянулись не только подо всем Киевом, но и под Днепром, а также связывали Киев со многими другими древнерусскими городами: Черниговом, Смоленском, Псковом, Новгородом, Москвой… Самые ранние графические изображения лавры появились в конце ХV века. Они выполнены в виде иллюстраций на полях рукописи львовского купца Михаила Грюневича. Схематические рисунки несут весьма любопытную информацию. На них, например, изображен вход в самую древнюю часть подземелья, укрепленную дубовыми сваями. Этот портал до сих пор не найден, несмотря на все усилия археологов и призванных им в помощь спелеологов. Кроме того, если верить записям того же Грюневича, пещеры лавры имеют протяженность в пятьдесят миль.
Первая настоящая карта пещер была составлена монахами лавры более 300 лет назад. Ее авторы создали целую систему условных обозначений, изобразили все элементы катакомб в правильных пропорциях, что позволяет легко сопоставить сохранившиеся до сегодняшнего дня части пещер с древними схемами. И вот – первая загадка. На карте изображены две пещеры – легендарные ходы, идущие за Днепр, но… путь им преграждает не река, а рамка карты, безжалостно отрезающая ответ на вопрос: существуют ли на самом деле тоннели под Днепром? Заклятые подземелья В войну лаврские подземелья очень пригодились. Сначала Советская армия отступала по подземным тоннелям при взятии немцами Киева, а потом использовала их при освобождении столицы Украины.
Возможно, среди солдат был кто-то, кто знал о существовании скрытых ходов? В наши дни в дирекцию Печерского заповедника неоднократно обращались люди с предложением разведать ходы под рекой. Но не иначе как на подземелья было наложено какое-то заклятие – каждый раз что-нибудь обязательно мешало осуществить поиск лабиринтов.
Однажды к киевским спелеологам обратился человек, не назвавший своего имени.
Он убедительно рассказывал о легендарных ходах, образно описал сохранившийся под Днепром тоннель. По его словам, там было очень влажно, застоявшийся воздух мешал дышать, сверху беспрестанно сочилась капель, а преодолевая крутые участки галереи около выхода ее из-под русла реки, приходилось карабкаться по отвесным мокрым уступам. Похоже, таинственный незнакомец и впрямь там побывал! Мужчина пообещал проводить исследователей по своему маршруту. Окрыленные надеждой, спелеологи, вооружившись лестницами, касками, шахтерскими фонарями, водонепроницаемыми костюмами, несколько часов подряд прождали добровольного проводника в назначенном месте. Но тот на встречу так и не пришел.
Пытались искать забытые галереи, разбегающиеся во все стороны от Киевской лавры, и с помощью биолокации. Некий Иван Концов на одном из заседаний Русского географического общества рассказывал о почти стокилометровой подземной галерее, свод которой был закрыт от обрушения листовой медью. Эту галерею ему удалось «обнаружить» посредством биолокационной рамки. Над таким «историческим» фактом откровенно посмеялись многие из присутствовавших на том заседании, и, как оказалось, зря.
В книге средневековых писателей Флория и Целлория, написанной еще в ХVI столетии, упоминаются своды лаврских катакомб, выложенные листами кованой меди. Из вопросов, заданных Ивану Концову на заседании, было ясно, что он этой книги не читал. Значит, галерея действительно существует? Святые мощи. В Киево-Печерском монастыре, в Ближней и Дальней, иначе Антониевой и Феодосиевой пещерах, покоятся нетленные останки ста восемнадцати святых, большинство которых известно только по имени (есть и безымянные). Однако о подвигах некоторых из них церковное предание сохранило любопытные истории.
Здесь похоронен, например, первый князь-инок на Руси – Никола Святоша (Святослав) из князей Черниговских (скончался около 1140 года). Постригшись в монахи, он в течение трех лет проходил послушание в поварне, к великому негодованию своего гордого семейства.
Потом три года был привратником, служил при трапезной. Его никто не видел праздным, причем работа на огороде или изготовление одежды сопровождались им непрестанным произнесением молитвы Иисусовой (тоже первый пример этой мистической практики). Большие средства он отдал на помощь бедным, на устроение церквей, на покупку книг. После смерти Николы его брат Изяслав, получивший исцеление от власяницы святого, всегда надевал ее на себя перед битвой.
Своеобразное служение миру нес Прохор Лебядник, постригшийся в конце XI века.
Свое прозвание он получил от изобретенной им формы постничества. Он никогда не ел другого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды. Во время голода аскеза святого превращается в подвиг благотворения. Прохор печет свой хлеб из лебеды для множества приходящих к нему, и горький хлеб чудесно становится сладким. Однако украденные у него хлебы горьки, как полынь.
Святой Агапит – «лечец», посвятивший себя уходу за больными. Лечит он их молитвой и, для виду, «зелием» – теми овощами, которые составляют его пищу.
Но основное место в житии отводится борьбе Агапита с врачом-армянином. В борьбе этой Агапит побеждает, а армянин кончает пострижением в Печерском монастыре. Причем победа достигается силой чудес, а не кротостью. Святой довольно суров к своему противнику. Он обращается к нему «с яростью» и, узнав о его неправославной вере, укоряет: «Почто смел еси внити и осквернити келию мою и держати за грешную мою руку? Изыди от мене, иноверне и нечестивее».
По обычаю, умерших монахов хоронили в специальных нишах – локулах. Через определенное время тело доставали оттуда, чтобы проверить: истлело оно или нет.
Если мощи истлевали, их переносили в костницу, если нет – оставляли в локуле, которую закрывали иконой. «Обитатели» таких локул считались святыми, и им приносили молитвы.
С XVI века мощи стали перекладывать в специальные раки, чтобы им могли поклоняться паломники. В древности они были открыты, и люди прикладывались губами прямо к рукам святых, из-за чего поверхность их стерлась почти до костей.
В советские времена из-за участившихся случаев вандализма мощи закрыли стеклом.
Многие мощи мироточат. В одном из отсеков пещер в стеклянных и серебряных сосудах лежат так называемые мироточивые главы. Эти черепа святых время от времени выделяют благоухающее масло – миро, которое обладает целебными свойствами.
Говорят также, что тапочки, которые периодически меняют на ногах покойников, через какое-то время оказываются стертыми, будто святые оживают и ходят по своим надобностям.
«Заряженная» пшеница. В 80-х годах ХХ столетия ученым разрешили исследовать феномен влияния мощей на живые объекты. «Мы предположили, что причина исцелений, которые часто происходят возле мощей, есть определенное гипотетическое излучение», – пишет в отчете, опубликованном в книге «Диво пещер Лаврских», кандидат биологических наук Т.Решетникова.
Она руководила исследованиями в Киево-Печерской лавре.
Пакетики с зернами пшеницы сорта «Мироновская-808» прикладывали к гробницам со святыми мощами. Эти семена всходили на 15-30 процентов быстрее обычных и лучше развивались. Химический анализ показал, что у зерен, побывавших возле мощей, изменился состав: те, что «прикасались», например, к останкам святого Агапита-целителя, «потеряли» 18 процентов цинка и «добавили» 11 процентов кальция плюс 4 процента калия.
Помимо этого, выяснилось, что энергополе мощей не только защищает от радиации, но и уменьшает ее отрицательное влияние. В мае 1986 года Т.Решетникова с сотрудниками спустилась в пещеры лавры с дозиметрами в руках. Ученые хотели узнать, могут ли святые мощи снизить уровень радиации, который тогда, после чернобыльской аварии, в Киеве был достаточно высоким. В пещерах он оказался ниже, нежели на улице, но в проходах и на раках одинаковым – 120 микрорентген.
«Значит, сила Святого Духа реальна», – подытожили свои опыты специалисты.
Это подтвердили и фотографии пшеницы, сделанные во время первых опытов.
На снимках было видно, что от растений тянется гирлянда ярких шариков-вспышек. Если предположить, что заряженные святой энергией зерна сами начинают ее излучать, то можно объяснить и феномен исцеления больных освященной водой, а также защитную силу нательного креста.
Исходя из этой гипотезы, можно трактовать и чудо нетленности мощей. Медицинская экспертиза подтвердила, что в останках, покоящихся в лавре, нет следов антисептиков, которые могли способствовать мумификации. Выходит, тела пролежали тысячу лет нетленными не благодаря чудодейственным бальзамам, а потому, что организм святого при жизни был «натренирован» молитвами. Это, по предположению ученых, и заставило атомы перестроиться особым образом, сделав организм святого стерильно чистым. После смерти же вода сама собой испарялась через мембраны клеток, превращая останки в нетленные… *** Чудеса – это то, во что трудно поверить.
Но, оказавшись в особой атмосфере Киево-Печерской лавры, как никогда, ощущаешь стирание границ между миром материальным и духовным, тем, что принято называть тонкой реальностью. Кажется, души святых и упокоившихся здесь монахов бродят по лабиринтам, живя своей вечной пещерной жизнью. А мы, живые, тут лишь временно, в гостях…
Юрий СУПРУНЕНКО, tayni.info