• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Все крупные киевские курганы были срыты с принятием христианства
    Опубликовано: 2013-01-17 08:10:45

    «…Ты же не хощи мене мертва обидети
    Необыкоша живуща кого оскорбити».
    (Фрагмент эпитафии на могиле ректора
    Киево-Могилянской академии
    Г. Оксеновича-Старушича).


    В разрушении древних захоронений преуспел еще князь Владимир. При строительстве укрепленного городища на Старокиевской г. был разрушен огромный языческий могильник. Князь оставил нетронутыми лишь могилы своих предков-рюриковичей. В настоящее время на Старокиевской г. частично сохранилось почти 150 погребений X в. Значительную часть их составляют трупоположения, которые находятся на 50-70 см ниже снивелированной строителями поверхности. Уничтожению в основном подверглись погребения с трупосожжениями, из которых сохранилось около 10 могил.


    По славянским преданиям, старые кладбища нельзя перепахивать, как нельзя сдвигать и надгробные памятники, иначе вымрет семья. Если при копании могилы обнаруживаются более ранние захоронения, то могильщики бросают туда деньги и другие ценные вещи, чтобы потревоженные мертвецы «не прогнали» вновь пришедшего. По преданиям, на разрушенных кладбищах появляется дух в виде огромной горящей лягушки, который пугает и мстит людям за разорение кладбищ.
             Но с принятием христианства были срыты все крупные киевские курганы. В летописи за 1044 г. сохранилось известие о перезахоронении князей Ярополка и Олега Святославичей по христианскому обряду. При Ярославе Мудром территория Киева увеличилась в 7 раз. Были уничтожены сотни курганов, расположенных на Софиевском плато. Массовое разрушение курганов началось в 70-е г. XIX в., когда Киев охватил промышленный бум.


    «Мы соскребали селитру и прах со дна древних гробов…».
    (П. Брайт. «Вкус полыни»).

             В средние века активным разрушением древних захоронений занялись сборщики селитры. Они добывали селитру из перегноя могильников и древних валов городищ. Возросшая роль порохового оружия в войне требовала этот ценный минерал. Вот, что пишет И. Крипьякевич в своем фундаментальном исследовании «Історія Українського війська» (Львів, 1935 р.): «Салітру добували в нас на Україні, найбільш у Наддніпрянщині, у степових могилах та опустошілих городищах. <…> По всіх усюдах ходили салітерники або могильники й розкопували старі могили». М. Грушевский так писал о салитерниках: «По всей земле Киевской и по всей тамошней Украине, в Белгородских, Очаковских и Путивльских Диких полях, возле Муравских татарских дорог… где бы легче найти подходящие для изготовления селитры городища, могилы и другие места». Польские источники свидетельствуют, что в 1613 г. поляки раскопали могилу Скоробир на Полтавщине и добывали в ней селитру.
             Археологи в 1980-х гг. неоднократно отмечали несанкционированные раскопы в Китаево и Корчеватом. Сбоку к некоторым древним курганам грабители могил прорыли глубокие траншеи.
             Но особенно преуспели в разрушении старых захоронений большевики. Еще 9 мая 1919 г. в газете «Большевик» появилось такое объявление: «Все киевские кладбища, которые закрыты не менее 50 лет, передаются в ведомство земельного отдела Комунхоза для использования их под огороды». 31 мая 1928 г. в газете «Пролетарская правда» появилось обращение ко всем гражданам, чтобы они в месячный срок привели в порядок поврежденные ограждения и памятники на могилах своих близких. Данного срока явно не хватило, и большая часть захоронений была уничтожена. Существуют данные, что в 1930 г. Комиссия старого Киева приглашала Киевский городской совет взять участь в ликвидации старых кладбищ.
            Почти не сохранилось могил революционеров старой гвардии. Так после казни членов организации «Земля и воля» Антонова-Свириденко, Брандтнера и Осинского их тела были захоронены прямо на месте исполнения приговора – на поле между старой Житомирской почтовой дорогой и кладбищем, не более версты вправо от Лукьяновской тюрьмы и ипподрома.
            С конца 20-х гг. началось планомерное уничтожение Щекавицкого кладбища. Здесь покоилось множество известных людей. Среди них, выдающийся композитор Артемий Ведель, архитектор Андрей Меленский, историк и исследователь Киева Владимир Иконников. Власти не пожалели даже революционых захоронений 1906 и 1918 гг. (Ф. Сенгалевич). В 20-х гг. был нанесен значительный урон кладбищу Печерской Лавры. Красноармейцы из расположенного у Дальних пещер госпиталя расстреливали из револьверов памятники и надгробия.
            По «законам» могилы, за которыми никто не ухаживает, могут быть через 20-25 лет ликвидированы. Были разрушены сотни могил именитых людей. В течении 10-15 лет от дореволюционных захоронений было «очищено» Байковое кладбище. С особой энергией раскрадывались дорогие породы камня и скульптурные памятники из католических и лютеранских участков центрального киевского некрополя. В то время народный комиссар образования Украины В. Затонский отметил, что ценные породы камня из разрушенных кладбищ можно использовать для создания бюстов вождей пролетариата. Так начиная с 30-х гг. прошлого столетия на Байковом кладбище исчезло примерно 2 тыс. захоронений. На их месте появились могилы «видных партийных и советских деятелей, командармов производства, а также видных мастеров литературы и искусства Советской Украины» – слова из постановления Киевгорсовета «Об упорядочении захоронений на Байковом кладбище г. Киева». На Байковом кладбище находилось более 1 тыс. могил военных – участников Первой Мировой войны. Теперь на их месте новые захоронения и колумбарий крематория (Л. Проценко).
            На Байковом была также уничтожена могила протоирея П. Рябчинского, который 30 лет приводил в порядок это кладбище. Лишь главная аллея и новые участки Байкового отвечают статусу некрополя. Основная же часть плохо ухожена и захламлена. Нечего и говорить о состоянии часовен и склепов – сооружений, которые являются историко-архитектурным достоянием Киева. Все они запущены, полуразрушены и ограблены.
            Аскольдова Могила – самый красивый, престижный и богатый погост Киева был уничтожен в тридцатые года по приказу властей. Сначала в 1932 г. по кладбищу прошелся киевский «Металлолом», собирая металлические части с надгробий и ограждений. А спустя два года началось планомерное разрушение знаменитого кладбища. И по сей день в парке Славы можно найти старые, разбитые и поросшие бурьяном могильные камни.
            По составу погребенных Аскольдова могила и Байковое кладбища не имели себе равных в Киеве. Здесь обрели вечный покой ученые, народники, потомки декабристов, князья, графы и губернаторы. Встречались захоронения известных общественных деятелей, меценатов, коллекционеров, представителей духовенства. Среди военных – участники войн с Наполеоном, Крымской войны 1853-56 гг., русско-турецкой 1877-79 гг., георгиевские кавалеры Первой Мировой, гусары, гимназисты и летчики (Л. Проценко).
            Еще в 1927 г. на территории Выдубицкого монастыря были зафиксированы многочисленные кражи памятников и, впервую очередь, чугунных могильных плит и крестов для переплавки. По данным краеведа В. Коваленко, после окончательной ликвидации этого монастырского погоста в 1950-х гг. часть надгробий была использована для создания кактусовой горки в Ботаническом саду.
            И сейчас можно встретить «особо одаренных» сборщиков металла, которые с помощью магнита ищут на киевских погостах цветной металл. Иногда в небольших частных мастерских умельцы-станочники затирают старые эпитафии и вновь полируют поверхность – украденные памятники будут проданы новым «хозяевам». Вообще, на кладбищах воры берут все, что можно сбыть – ограды, хвойные венки, бумажные цветы и даже луковицы гладиолусов и тюльпанов. Еще в далеком 1840 г. сторож нового католического кладбища на Байковой горе П. Тарнавский обвинялся в краже одежды с мертвых тел.
            Вскоре после освобождения Киева от фашистских захватчиков в прессе стали появляться тревожные статьи о разрушениях на кладбищах. Большинство могил известных деятелей культуры находилось в заброшенном состоянии – памятники уничтожены, металлические таблички отсутствовали. Точному установлению мест погребения лиц, умерших в первой половине XX в., мешает два фактора: начиная с 1924 г. в записях о смерти в киевских ЗАГСах исчезла графа «место погребения»; в сентябре 1941 г., во избежание надругательств со стороны немецких оккупантов над погребениями, были уничтожены регистрационные книги большинства киевских кладбищ.
             В 1935 г. было принято решение преобразовать кладбище на Замковой г. в парковую зону. Здесь не сохранилось и следа от большинства могил и возведенной в середине XIX в. Троицкой церкви. Одними из первых были ликвидироваы могилы сичевых стрельцов. Уцелевшие склепы засыпаны всевозможным мусором и штукатуркой, с замазанными краской или уничтоженными надписями, сорванными гербами. По сей день лежат под поваленными крестами и розбитыми могильними плитами неприкаянные людские останки.
             В те времена были разрушены десятки православных церквей. Вместе с ними уничтожались и прилегающие погосты. Так в разрушенном Михайловском Златоверхом соб. находились раннехристианские захоронения, в том числе – его строителей. Историк XIX в. Н. Закревский писал: «Все погреба этой церкви полны гробов и костей неизвестных покойников». Так среди руин оказались могилы киевских митрополитов, князей, гетьманов и воевод.
             Краевед Л. Похилевич так писал об Успенском соб. Печерской Лавры: «В огромных погребах под церковью находится множество костей, погребенных там в давнее время лиц». С взрывом Великой Печерской церкви все эти захоронения были уничтожены. В 80-х гг. XX в. новое руководство Печерской Лавры «очистила» территорию монастыря от старинных надгробий. Уже в наше время усилиями братии часть захоронений была восстановлена.
            Приходские строения Свято-Введенского храма на Подоле были разрушены, а на месте церковного погоста построено жилое здание.
             За алтарем Сретенской ц. (Б. Житомирская 33) оставалось обширное кладбище, уходивший метров на 40 вглубь квартала. На его месте соорудили в 1970-е гг. ТПП. При строительстве Мостицкого массива в 80-х гг. была уничтожена часть погоста ц. Покрова Божией Матери.
              К сожалению, разрушением церковных кладбищ занимались не только большевики. Еще в XVII в. предприимчивыми киевлянами был разрушен погост Екатерининского кафедрального костела на Подоле. На оскверненных могилах католической общины был построен кабак...
             При советской власти допускалось погребение на одном кладбище лиц различных вероисповеданий. Подобная практика во многих странах считается антигуманной и варварской.
             Шел август 1941 г. Спецгруппы НКВД приступили к исполнению секретной директивы по минированию главных государственных объектов Киева. Незадолго до отступления (середина сентября) на Крещатике было заминировано несколько жилых домов. В темное время суток, чтобы меньше привлекать внимания, к дому подъезжала грузовая машина. Офицер НКВД предъевлял дворнику документы и приказывал открыть подвал. Солдаты спешно разгружали машину и заносили вниз тяжелые ящики. Офицер пломбировал двери и строго-настрого наказывал дворнику охранять содержимое: «Это оружие. Головой отвечаешь. Через несколько дней заберем».
             После освобождения Киева людей и средств на восстановление Крещатика не хватало. Развалины взорванных зданий до конца не разбирались. Прогуливаясь по мощеным и асфальтированным улицам центра столицы не забывайте, что в глубине лежат останки сотен людей.
             Еврейское кладб. на Дорогожичах частично разрушили немцы во время оккупации Киева 1941-43 гг. Они использвали ограды и надгробия для кремации останков жертв Бабьего Яра. Уже в наше время здесь вырыли котлован, вывезли несколько грузовиков костей и построили «карандаш» – главный офис Первого национального телеканала. Также во время Второй Мировой войны пострадало большое количество склепов. Существует предположение, что усыпальницы опустошали люди, прятавшиеся там во время бомбежек. Ныне же эти строения крепко заколочены – видимо, чтобы отвадить бомжей, которые облюбовывали эти места для ночлега.
              Во время немецкой оккупации в 1941-43 гг. неподалеку от Бабего Яра распологался Сырецкий лагерь для военнопленых. Он находился между современными ул. Щусева и Ольжича (второй квартал). Напротив ул. Мельникова находилась площадка лагерных землянок. Десять братских могил заключенных находились в 150 м от ограды лагеря (р-н ул. Ак. Грекова). Во время строительных работ 1957, 1965, 1980 и 1991 гг. здесь неоднократно откапывали человеческие черепа и кости. После завершения поисковых работ останки были перевезены на Лукьяновское кладб. Известно, что не все заключенные погибли от болезней и истощения: 17 мая 1943 г. в концлагере были казнены более 300 человек. Это была месть за ночной авианалет на Киев советских бомбардировщиков. Сейчас на месте братских могил Сырецкого концлагеря стоят жилые дома, больница, школа, детсадик…
               На караимском и частью еврейском кладб. был сооружен спортивный комплекс «Авангард». В 1962 г. Лукьяновское гражданское кладбище было закрыто в связи с переполнением, а через два года от участка военых захоронений было отрезано 6 га для сооружения 380-метровой телевышки. На месте, где она возвышается, были захоронения нижних чинов Киевского гарнизона и воинов УНР. В 1964 г. территорию снесенных 7 и 14 участков заняла «Киевторгреклама». В 1970 г. 7 и 5 участок ушел под застройку административных сооружений.
              Кирилловское кладб. хоть и сохранилось до наших дней, но находится в плачевном состоянии. Кроме искателей металла его основательно изуродовали грабители могил (Л. Фросевич).
              По материлам исследований Л. Проценко в Киеве уничтожены 24 официальных кладбища, не считая могильников более древнего времени.
               Неуважительное отношение городской админастарции к захоронениям своих предков отмечалось не только в XX в. Так в 1865 г. газета «Киевлянин» писала, что на Щекавицком кладб. пасутся коровы и козы; памятники разрушаются; отмечены многочисленные случаи воровства (Л. Проценко). С самого начала основания Лукьновского кладб. в 1878 г. в Городскую Управу поступали многочисленные жалобы: территория кладбища была запущена и неогорожена, без охраны и достаточного количества рабочих и уборщиков. По могилам вольно бродил, разрушая могилы и надгробия, крупный рогатый скот. Бродячие собаки часто разрывали могилы. Солдаты из Сырецких казарм устраивали между могил свои тренировки. В 1870-х гг. при расширении Кирилловских богоугодных заведений была снесена часть монастырского погоста.
             Боль и негодование вызывают разрушения на кладбищах, причиненные вандалами. Но иногда к подобным результатам приводит недобросовестная работа мастерских ритуальных услуг. После ураганов на кладбищах можно обнаружить десятки поваленных памятников. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что основания памятников скреплялись с фундаментами с помощью обычной эпоксидной смолы.
              Последние годы появился новый метод разрушения старых надгробий с крестами – в их основание наливается кислота, которую пытаются выдать за коррозию камня. Через некоторое время крест падает и, фактически, утрачивается надгробие (Л. Проценко).

     

    Источник Информации: interesniy-kiev
     Автор: boristen70



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.